Коллекция онлайн

1758, Санкт-Петербург - 1828, Санкт-Петербург

Моисей (Моисей со скрижалями)

1783

  • Терракота. 54 х 27 х 22
  • СК-1315

  • Пост. в 1925 из Академии Художеств


Моисей — согласно библейскому преданию, пророк, законодатель, вождь и наставник еврейских племен.

Пенсионерская работа скульптора прислана в ИАХ в качестве «вещественного рапорта» (1783), до 1925 хранилась в академическом музее. Елена Карпова. Скульптор Иван Прокофьев // Иван Прокофьев. К 250-летию со дня рождения. СПб, 2008. С. 88.

В 1782 году он поднес одну их первых своих композиций — «Екатерина II в образе Минервы» — прибывшему во французскую столицу графу Северному (под этим именем путешествовал по Европе великий князь Павел Петрович). Эта аллегорическая группа выполнена в стиле рококо, характерном для мелкой пластики того времени. Совсем иначе, в широкой и смелой манере сделана небольшая фигура «Моисей», присланная годом позже в Петербургскую Академию в качестве «вещественного рапорта». Елена Карпова // Русская терракота. 1995.

Это произведение интересно во многих аспектах. Складывающаяся пластическая манера художника проявилась здесь с той исключительной непосредственностью, которую хранит только авторский эскиз. «Моисей» — одно из первых обращений Прокофьева к терракоте, ставшей впоследствии любимым материалом скульптора. Можно смело утверждать, что именно в Париже, где было множество терракотовых вещей как старых, так и современных мастеров, он понял и оценил ее богатейшие возможности. Своей мягкой податливостью, «живописными» эффектами обжига глина более всего отвечала темпераменту и дарованию художника, она предполагала быструю лепку и давала полную свободу импровизации. Принято считать, что в «Моисее» Прокофьев исходит не от живой натуры, а от своеобразно переработанных впечатлений искусства, «примыкая к католической церковной скульптуре барочной эпохи». Подобные представления, во-первых, противоречат свидетельству Прокофьева о работе с натуры, во-вторых, выдвигают на первый план восприимчивость умелого стилизатора, а не природное тяготение скульптора к композиционной динамике и подчеркнутой объемности в моделировке форм. По традиции, существовавшей еще в ренессансном искусстве, Прокофьев изображает Моисея суровым и гневным старцем. Опираясь на скрижали, он пророчествует, обличая неверующих. В упругой спиралеобразной постановке фигуры, в движении простертой руки и ритмичных складках завязанного на бедре плаща — стремление к свободному пространственному решению, отвечающему задачам круглой скульптуры. Явственно ощутимый стержень построения, лаконичная собранность композиции, обобщенность лепки делают статую пластически цельной и монументальной. Интересно отметить, что попытка найти источник того волнующего напряжения, которым захватывает образ, приводит к пониманию особой значимости и выразительности головы Моисея. Целая гамма чувств — гнев, скорбь, решимость — выражена в мужественном лице, вылепленном с несомненным даром тонкого физиономиста. Елена Карпова. Скульптор Иван Прокофьев // Иван Прокофьев. К 250-летию со дня рождения. СПб, 2008. С. 16.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: