Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

Портрет писателя Андрея Белого (Борис Николаевич Бугаев, 1880-1934)

Голова. Отлив: 1940. 1907

  • Бронза. 42,5 х 47 х 37
  • Ск-1660

  • Пост. в 1952 из ГММГ, Москва


Белый Андрей (настоящее имя – Борис Николаевич Бугаев) (1880–1934), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. В 1891–1899 учился в частной гимназии Л. И. Поливанова. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. В 1904 поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но курс не окончил. В 1906–1909 активно участвовал в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок). В 1910 совместно с Э. К. Метнером и Л. Л. Кобылинским основал в Москве издательство «Мусагет». Сотрудничал в книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы». Автор многочисленных сборников стихов, романов, философских и художественно-критических трудов. // Мультимедийная программа «Открытый фонд скульптуры конца XIX – начала XX веков». 2005.

Андрей Белый (Бугаев Борис Николаевич, 1880–1934) — поэт, писатель, ведущий представитель русского символизма.

Сам поэт называл себя «упорным и фанатически настроенным символистом». Его литературный псевдоним «Андрей Белый» был придуман в семье Соловьевых. В одном из писем А. Белому Голубкина отмечала сочетание его «высокой человеческой души и благородного поэта». Он позировал скульптору в московской мастерской не более двух раз. В 1907 был вылеплен первый портретный этюд, используя который Голубкина в тот же год, находясь в Зарайске, создала бюст поэта. <…> Бюст был показан на выставке скульптуры Голубкиной (1914–1915). Ольга Кривдина. Скульптура // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 349.

Большой интерес представляют воспоминания скульптора И. С. Ефимова о лепке Голубкиной в 1907 году этюдного портрета Андрея Белого. Он писал, что поэт понравился Голубкиной и она попросила его позировать. «Первый раз я видел, как работала Анна Семеновна из глины. Глина у Анны Семеновны не подчинялась закону тяжести — она бросит, а глина держится. Как будто внушала этой глине. Против всяких академических правил ни разу она не взглянула на работу сбоку... А. Белый во время сеанса разговаривал, что было интересно, но не давало работать»*. По его словам, портрет получился «странный, неожиданно смелый, но очень верно передающий характер А. Белого, его порыв». Позировал поэт не больше двух раз. Используя натурный этюд, Голубкина вылепила бюст А. Белого в Зарайске. Показывая портрет в своей мастерской, она рассказывала, что «он вышел у нее, по выражению домашних, «вроде борзой собаки», но что она, хотя согласна с этим, все-таки как-то особенно довольна достигнутым»**. Скульптор видела в Андрее Белом сложную личность — «высокую человеческую душу и благородного поэта», а также присущие ему положительные и отрицательные черты. Из всех известных портретов, созданных Голубкиной, портрет Андрея Белого самый экспрессивный. Другие портреты объединяет напряженная сосредоточенность моделей, их самоуглубленность. Однако в каждом человеке замечена и выявлена его индивидуальность. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

* А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 363.
** Там же, С. 215.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: