Коллекция онлайн

1864, Зарайск Рязанской губернии — 1927, Зарайск Рязанской губернии

М. Г. Средина

Отлив: 1940. 1903


Средина Мария Григорьевна (1875–1934) – жена живописца и графика А. В. Средина, во втором браке была замужем за композитором А. Т. Гречаниновым. Семейство Срединых было в дружеских отношениях с А. С. Голубкиной.

С большой симпатией Голубкина относилась к Срединой, что и отразила в своей работе, пронизанной душевностью и теплотой чувств. Гипсовый отлив бюста был показан на выставке скульптуры Голубкиной в 1914–1915 годах в Музее изящных искусств в Москве. В бронзовых отливах это произведение приобрело еще большую обобщенность форм и монументальность. В том же 1904 году скульптор вырезала из дерева вариант портрета Срединой (находится в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева). Ольга Кривдина. Скульптурный портрет XX века // Русский портрет. XX век. СПб, 2001. С. 50.

К числу выдающихся портретных работ, выполненных в мраморе, относятся «Сирень» (Портрет Е. Д. Никифоровой) и «Портрет Е. П. Носовой-Рябушинской». Исполненные с небольшим временным интервалом (1909 и 1912 год), эти бюсты позволяют понять специфику подхода скульптора к натуре. <…> Упомянутые работы, как и портреты М. Г. Срединой, Л. И. Сидоровой, Андрея Белого, А. Н. Толстого, А. О. Гунста, А. В. Назаревского и других, позволяют говорить об индивидуальном подходе к каждой модели (натуре), о разнообразии технических приемов и средств выразительности. Наблюдавший за работой Голубкиной скульптор С. Р. Надольский указывал, что лепку портрета из глины она вела «обеими руками, отыскивая формы от центра в стороны, таким образом одновременно симметрируя форму, накладывая массы часть к части, отыскивая пропорции анатомических частей, и тогда уже общее получалось само собой»*. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.

*А. С. Голубкина. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. М., 1983, С. 367.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: