«Сирень». Портрет скульптора Екатерины Дмитриевны Никифоровой-Кирпичниковой (1879-после 1950)
1909
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Решая в своих скульптурных композициях определенные смысловые, композиционные, стилистические задачи, Голубкина неизменно делала акцент на выражении лица. «Тончайшие движения человеческой души не ускользали от ее пытливого взора и в ее руках получали убедительную, нередко совершенную форму. Оттого, конечно, ее мрамор, дерево и даже гипс живут такой необычайно напряженной духовностью в мерцающей светотени, в нежном сочетании форм, лишенных физической правильности и внешней красивости», — писал о творчестве скульптора А. В. Бакушинский*. Глубоким постижением тайн человеческой души, индивидуальностью характеров интересны многочисленные портреты современников, проникновенные детские образы. Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.
*А. В. Бакушинский. Анна Голубкина — Искусство, 1927, № 4, С. 122–124.
К числу выдающихся портретных работ, выполненных в мраморе, относятся «Сирень» (Портрет Е. Д. Никифоровой) и «Портрет Е. П. Носовой-Рябушинской». Исполненные с небольшим временным интервалом (1909 и 1912 год), эти бюсты позволяют понять специфику подхода скульптора к натуре. При всей «изумительной деликатности и тонкости моделировок» (выражение М. Волошина), красоте форм и обработки мрамора, выявлены малопривлекательные стороны характера одной (Носовой) и обаяние другой (Никифоровой). Ольга Кривдина. Анна Голубкина // Художник. М, 1990. С. 61.