Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Сражение при Березине. 1812 год

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. 1820

  • Гипс. 19,5 х 19,5
  • СК-1735

  • Пост. в 1955 г. из Центральной Закупочной Комиссии (от Томашевич А.С.)


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов выдающийся русский медальер Федор Толстой отразил в серии восковых барельефов, которые затем были отлиты в гипсе, а позже были отчеканены в медалях.

Работа над барельефами растянулась на долгие 14 лет. В 1818 году, задолго до завершения работы, Российская Академия выпустила альбом «Собрание резных изображений с медалей, представляющих знаменитейшие воинские действия, происходившие в 1812, 1813 и 1814» (СПб, 1818). Сопроводительные тексты написал Александр Семенович Шишков, во время войны 1812 года — государственный секретарь, автор важнейших приказов, рескриптов и обращений к населению. Эти описания приведены ниже. 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 96.

Сначала Толстой делал рисунок, потом ваял рельеф из розового воска на черных сланцевых аспидных досках. Следом с оригиналов вырезали штампы и отливали гипсовые слепки на голубом фоне.

Изображение медали: Русский воин, смотря на повсеместную окрест себя погибель и разрушение, уже не столько с воспламененным от гнева, сколько с сокрушенным от жалости сердцем восклицает: тако погибают враги Отечества моего!

Сражение на Березине — общее название боёв 14 (26)—17 (29) ноября 1812 года между французскими корпусами и русскими армиями Чичагова и Витгенштейна на обоих берегах реки Березины (ныне дер. Студёнка, Борисовский район, Минская область, Республика Беларусь) во время переправы Наполеона.

Главным итогом сражения при Березине явилось полное уничтожение "Великой армии" Наполеона. Сам Наполеон, тем не менее, избежал плена и смог с ядром своей гвардии в условиях значительного превосходства русских сил вырваться из окружения. Всего Наполеон потерял при переправе через Березину около 50 тысяч человек пленными, ранеными, убитыми, утонувшими и замёрзшими. Потери русских войск составили около 4 тыс. солдат убитыми, ранеными и пленными за дни боёв во время переправы Наполеона. Подробнее см. статью в Википедии Сражение на Березине.

О серии медальонов

Федор Толстой обратился к этой теме по собственной инициативе. Он писал впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского».

Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла (СК-995) — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: