Г. И. Успенский
Модель для надгробного памятника. 1907
- Гипс тонированный. 96 х 70 х 77,5
- Ск-1799
Пост. в 1958 от наследников автора, Ленинград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Успенский Глеб Иванович (1843–1902) — писатель, журналист, близкий к народничеству.
Выполненное в 1907 году надгробие было установлено в 1909 на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге. Скульптор Леонид Шервуд. К 150-летию ко дню рождения. СПб. 2022. С. 30.
На выставке 1906 года был показан «Бюст пр[офессора] С. М. Васильева», через два года переведенный в бронзу, а в 1908 году — «Монумент бюст Глеба Успенского». Оба памятника благополучно сохранились (одно на петербургском Новодевичьем кладбище, другое — на Литераторских мостках Волковского кладбища). Выполненная в тонированном гипсе полуфигура писателя и журналиста Глеба Ивановича Успенского (1843–1902), поступила в Русский музей в 1958 году от наследников Шервуда. Ранее она традиционно датировалась 1904 годом, что опровергается архивными документами, в первую очередь, письмом скульптора сыну писателя Александру Успенскому, которое датировано 7 ноября названного года: «Многоуважаемый Александр Глебович. Я хотел бы теперь приступить к исполнению бюста Глеба Ивановича, заказанного Вами. Но положение мое таково, что для исполнения этой работы мне надо на три месяца по двести руб., т. е. стоимость модели бюста в гипсе будет стоить 600 р. кроме уплоченных Вами 50 руб. за эскиз памятника». Последний был показан на выставке нового общества художников в 1905 году. Второй документ из архива Глеба Успенского относится к 20 июля 1909 года, когда дети писателя в последний раз пытались убедить Шервуда в необходимости «изменения руки у бюста отца». Они считали невозможным «изображать его на кладбищенском памятнике, по ту сторону житейских мелочей, с папиросой в руке». Между тем скульптор остался при своем мнении и позднее рассказывал: «Изучив характер Г. И., я был поражен его сосредоточенностью в работе. Он обычно сидел на кровати, поджав ноги, и целыми днями воочию представлял себе действующих лиц своих рассказов, причем беспрерывно курил. Этот образ Г. И. и лег в основу моей композиции памятника. Однако, связать этот бытовой облик Г. И. с его больной психикой, с его необыкновенными глазами, полными любви и сострадания к людям было для меня труднейшей задачей». Елена Карпова. Леонид Шервуд: первые десятилетия творческого пути // Скульптор Леонид Шервуд… СПб, 2023. С.6-7.