Александр III
1897–1899
- Мрамор. 203 х 135 х 115
- СК-2099
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В 1897 году М. М. Антокольский получил заказ от Министерства Императорского Двора на исполнение портретной статуи императора Александра III для учреждаемого Николаем II в Санкт-Петербурге Русского музея императора Александра III. Живя в то время в Париже, Антокольский вылепил модель статуи из глины и отлил ее из гипса. Французская общественность сразу же смогла увидеть новую работу русского скульптора не только в его мастерской, но и в парижской прессе 1. 30 ноября 1897 года Антокольский писал своей племяннице: «Статуя императора Александра III имела здесь большой успех; к сожалению фотографии не совсем передают впечатление оригинала, а гравюра с нее скорее карикатура по сходству и выражению, а наша публика и художники судят по ней» 2.
Присланная из Парижа в Петербург фотография действительно была подвергнута цензурной критике. Скульптор получил письмо с замечаниями и высказанным пожеланием точно передать «престол царя Михаила Федоровича, на котором восседал в дни коронования 1883 г. Император Александр III» 3. В Париж Антокольскому были высланы фотографии с хранящихся в Московской Оружейной палате престола царя Михаила Федоровича и порфиры Императора Александра III, а также находящихся в Кабинете Его Величества императорских регалий — скипетра и Большой короны. Скульптор учел замечания и внес необходимые изменения 4.
25 июля 1898 года великий князь Георгий Михайлович сообщил Антокольскому, что в Русском музее ожидают с нетерпением увидеть «заказ Вам сделанный», прося его «озаботиться скорейшим приисканием потребного для сего куска мрамора, самую же статую исполнить в том виде, как она была утверждена, без каких-либо изменений» 5. Поиск необходимого материала высокого качества оказался весьма длительным, и потому только в 1899 году статуя была высечена из каррарского мрамора.
В 1900 году в числе самых известных произведений Антокольского статуя «Император Александр III» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Далее она была отправлена в Петербург, где должна была быть установлена в Белоколонном зале Михайловского дворца. Однако этого не произошло, в этом зале были поставлены другие созданные в эти же годы работы Антокольского — мраморные бюсты императора Николая II, императрицы Александры Федоровны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны (они хранятся в собрании ГРМ).
Статуя продолжала находиться в Русском музее императора Александра III и в последующие годы, в период строительства В. Ф. Свиньиным Мраморного колонного зала, посвященного памяти императора Александра III, так называемого Этнографического отдела (ныне — Российский этнографический музей). Архитектор первоначально предполагал именно здесь установить статую работы Антокольского, но вскоре было решено специально для Мраморного зала создать бронзовую фигуру стоящего императора, которая и была выполнена скульптором М. Я. Харламовым (не сохранилась).
22 марта 1926 года мраморная статуя Александра III была передана из Художественного отдела Государственного Русского музея в Музей Академии художеств 6, откуда 25 апреля 1932 года поступила в Музей истории религии и атеизма, который тогда размещался в Казанском соборе. В октябре 1999 года состоялось торжественное «возвращение» монументального произведения М. М. Антокольского в Русский музей. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 73.
- Об этом писал графу И. И. Толстому (см: Антокольский 1905. С. 831).
- Там же. С. 832.
- Там же. С. 830–831.
- Об этом говорит письмо М. М. Антокольского от 2–14 декабря 1897 г. великому князю Георгию Михайловичу (ОР ГРМ, оп. 1, д. 62, л. 77–78, 93, 94).
- ОР ГРМ, оп. 1, д. 83, л. 14.
- ОР ГРМ, оп. 6, д. 514, л. 21, 23.