Коллекция онлайн

1758, Санкт-Петербург - 1828, Санкт-Петербург

Актеон, преследуемый собаками

Группа. 1784

  • Бронза. 80 х 54 х 67
  • СК-419

  • Пост. в 1897 из Эрмитажа


Актеон — в греческой мифологии охотник, превращенный богиней охоты Артемидой (Дианой) в оленя за то, что увидел ее купающейся, после чего он стал добычей собственных собак.

За эту группу, созданную по академической программе, Прокофьев был удостоен звания академика (1785). Оригинал в гипсе хранится в НИМ РАХ. Данный бронзовый отлив был выполнен литейным мастером В. П. Екимовым по инициативе ОПХ в 1824 и поднесен императору Николаю I (1827). Еще один бронзовый отлив, сделанный в 1911 по заказу ИАХ, хранится в собрании ГТГ. Елена Карпова. Скульптор Иван Прокофьев // Иван Прокофьев. К 250-летию со дня рождения. СПб, 2008. С. 88.

В самом конце апреля или в начале мая 1781 года в мастерскую Жюльена по специальному разрешению Королевской Академии был доставлен гипсовый отлив античной статуи бегущей Аталанты, которая входила в коллекцию Мазарини и хранилась в Лувре. <...> В графическом наследии Прокофьева сохранился более поздний рисунок, подписанный «Аталанта», где запечатлен тот же антик. С искусством блестящего рисовальщика передал Прокофьев легкий и стремительный бег девушки. Невольно вспоминается его статуя «Актеон, преследуемый собаками», выполненная вскоре после возвращения в Петербург. Он бежит так же, как Аталанта, едва касаясь земли, удивительно естественный в своем неудержимом движении. Здесь нельзя не сказать о том, что пластику бегущей фигуры Прокофьев мог изучать и по другим произведениям, увиденным в Париже. <...> Однако было бы неверным видеть в первых самостоятельных работах лишь отзвуки богатых впечатлений. Напротив, они свидетельствуют о редкой для начинающего художника независимости и способности к творческому самовыражению. Елена Карпова. Скульптор Иван Прокофьев // Иван Прокофьев. К 250-летию со дня рождения. СПб, 2008. С. 13.

«Актеон, преследуемый собаками», за которого Прокофьев был удостоен в 1785 году искомого звания, ясно дает понять, какие творческие задачи ставит и успешно решает молодой скульптор: анатомически безукоризненное построение бегущей фигуры, композиционное единство группы, выразительный силуэт, активно осваивающий пространство с любой точки зрения. Выше уже отмечались те импульсы, которые Прокофьев получил в Париже, изучая античную «Аталанту» и барочные статуи Н. и Г. Кусту из парка Марли. В своей собственной работе он словно ищет золотую середину между подчеркнутой статуарностью и гармоничной законченностью античного образца и произведениями французских мастеров, привлекавших неудержимым движением, эмоциональностью, захватывающей силой чувства. Испуганный взмах руки Актеона, резкий наклон головы, очень живо переданная ярость собак, схвативших край упавшей драпировки, придают скульптуре не свойственную античной пластике «сиюминутность». Но в то же время от фигур эпохи барокко ее отличают строгость, уравновешенность, ритмическая обусловленность каждой линии. В общем впечатлении, производимом прокофьевским Актеоном, не последнюю роль играют изящество пропорций и подчеркнутая декоративность, воспринимающиеся как отзвук стиля рококо. Елена Карпова. Скульптор Иван Прокофьев // Иван Прокофьев. К 250-летию со дня рождения. СПб, 2008. С. 19.

 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: