Проект памятника Богдану Хмельницкому для Киева
1869
- Бронза. 89 х 61 х 80
- Ск-497
Пост. в 1903 из Зимнего дворца
- Период Вторая половина XIX века
- Поделиться
Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович (около 1595–1657) — государственный и военный деятель, гетман Украины. Руководитель Освободительной войны 1648–1654 годов. В 1648 обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой принять Украину под власть России. После одобрения этого решения Земским собором (1653) возглавил Переяславскую раду 1654 года, провозгласившую воссоединение Украины с Россией. Елена Карпова, Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 42.
В 1648 году на территории современной Украины начался новый этап национально-освободительной войны против Речи Посполитой. Возглавил его гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий. Переговоры гетмана с Россией начались еще в 1649 году, затем неоднократно возобновлялись, однако без сколько-нибудь заметных результатов. В 1653 году Хмельницкий вновь обратился с просьбой к царю Алексею Михайловичу о включении Украины в состав России. На Московском Земском соборе 1 октября 1653 года было решено удовлетворить просьбу Запорожского казачьего войска. 8 января 1654 года тайная рада (собрание) казацкой «старшины» в Переяславле подтвердила намерение Запорожского войска перейти в русское подданство. Это событие положило начало двум русско-польским войнам за Украину, которые завершились лишь в 1667 году. Юлия Хотько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 154.
Для этого памятника Микешин выполнил рисунок, по которому была вылеплена модель, представленная в 1869 году на высочайшее утверждение Александру II. Первоначальная модель значительно отличается от осуществленного впоследствии монумента повествовательностью замысла и обилием фигур. Из описания, сделанного самим Микешиным, следует, что конная статуя гетмана изображена на верху гранитной скалы, с которой падает фигура польского пана, а ниже под копытами коня — мертвое тело еврея-арендатора. На трех сторонах пьедестала в барельефах показаны главные исторические события: Збаражская битва, Переяславская рада и торжественная встреча гетмана-освободителя духовенством и народом в Киеве у Софийского храма. Аллегорический смысл имеют и другие скульптурные изображения. В частности, группа из пяти фигур представляет малороссийского «кобзаря», которого слушают представители славянских народностей: великоросс и белорус, а также малоросс и червонорусс (так называли жителей Западной Украины).Характерна и надпись под конной статуей: «Единая и неделимая Россия гетману Богдану Хмельницкому». Памятник, открытый в Киеве в 1888 году, состоял только из конной статуи Богдана Хмельницкого, поставленной на высокой скале. Ольга Кривдина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 154.
В постоянную экспозицию Русского музея с начала XX века входит сочиненный М. О. Микешиным проект памятника Богдану Хмельницкому — до 1903 года эта бронзовая модель находилась в Зимнем дворце. История создания киевского памятника занимает почти двадцать лет. Она начиналась с рисунка, сделанного художником в Киеве, на пути из Белграда в Россию1. По этому рисунку и была вылеплена скульптурная модель, представленная в 1869 году на высочайшее утверждение императору Александру II, после чего было объявлено «соизволение на открытие повсеместной в империи подписки на сооружение в Киеве памятника Б. Хмельницкому»2.
Зафиксированный в этой модели проект М. О. Микешина, через некоторое время переведенный в бронзу, значительно отличался от осуществленного впоследствии монумента развернутой повествовательностью замысла и обилием фигур. В составленном самим скульптором описании говорится: «Конная статуя гетмана изображена взлетевшею на верх необделанной гранитной скалы. В правой, высоко поднятой руке его — булава, которою он указывает по направлению к северо-востоку, то есть к Москве. Левой рукой он крепко осадил своего дикого коня. Под копытами лошади распростерт труп иезуита, покрытый изорванным польским знаменем; тут же и обрывки разорванных цепей.
На пути Хмельницкого, за конем его, помещается сброшенная копытом коня, падающая со скалы фигура польского пана. Еще ниже — труп еврея-арендатора, руки которого судорожно закостенели на просфорах, пасхах и награбленной им церковной утвари <…> На трех сторонах пьедестала — три бронзовых барельефа: 1) Збаражская битва; 2) Переяславская рада и 3) торжественная встреча гетмана-освободителя в Киеве, у Софийского храма, духовенством и народом. На переднем фасе памятника, ниже Хмельницкого, имела быть помещена группа из пяти фигур: в центре ее, под навесом скалы, сидит малороссийский «кобзарь», поющий славу народному герою, а его задумчиво слушают — с одной стороны великоросс и белорусс, а с другой — малоросс и червонорусс. Над ними, на скале, ниже конной статуи, надпись: “Единая и неделимая Россия гетману Богдану Хмельницкому… ”»3.
Это описание вполне соответствует хранящейся в Русском музее бронзовой модели, за исключением двух утраченных фигур «белорусса» и «червонорусса» 4. О том, как они выглядели, можно судить по модели памятника Богдану Хмельницкому, принадлежащей Национальному художественному музею республики Беларусь. В отличие от экспоната ГРМ минский экземпляр не имеет барельефов на пьедестале 5.
В историческом очерке, составленном Комитетом по сооружению памятника, упоминается о том, что бронзовая модель, присланная в Киев летом 1872 года и выставленная для публичного осмотра, вызвала противоречивые оценки. Некоторые фигуры явно не понравились членам комитета, раздавались, в частности, требования удалить изображения ксендза, растоптанного лошадью, а также пана и еврея. Кроме того, собранных по подписке средств явно не хватало на весь задуманный проект, и потому было решено приступить к изготовлению только центральной композиции. Разумеется, Микешин был недоволен и возмущен принятым решением «остричь большую половину ансамбля»6. В мае 1878 года, когда подготовленные к отливке части памятника осматривались государем, последовало повеление, «чтобы лежащая под ногами лошади Хмельницкого фигура иезуита была совершенно снята и уничтожена, вместе с покрывающим ее польским знаменем, и чтобы памятник состоял только из одной конной статуи Хмельницкого» 7.
Весьма продолжительные работы по ее созданию велись в Петербурге. Фигуру Богдана Хмельницкого делал скульптор П. А. Велионский. Коня — известный скульптор-анималист А. Л. Обер. Конная статуя была отлита из бронзы в 1880 году и в течение 8 лет ожидала окончания в Киеве строительных работ и возведения из гранитных глыб мощного постамента по проекту городского архитектора В. Н. Николаева. 11 июля 1888 года на Софийской площади Киева состоялось торжественное открытие монумента Богдану Хмельницкому, который стоит и по сей день. Полная динамики и энергии конная статуя выразительным силуэтом читается на фоне неба. Ее композиционное решение, как мы видим, было найдено еще в первоначальной модели, а отказ от дополнительных скульптурных групп и рельефов в итоге придал памятнику необходимый лаконизм и монументальность. Елена Карпова, Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 42.
1. Добровольский О. М. Микешин. М., 2003. С. 344. Местонахождение рисунка М. О. Микешина неизвестно.
2. Памятник Богдану Хмельницкому. (Исторический очерк его сооружения) // Киевская старина. 1888. Июль. С. 148.
3. Там же. Внешний вид этого проекта был запечатлен в рисунке для журнала „Нива“ (Воспр. см.: Cокол 2006. С. 33).
4. Фигуры „белорусса“ и „червонорусса“ в модели ГРМ утрачены, на плинте имеются отверстия в местах крепления этих фигур.
5. Русская и советская скульптура из собраний Государственного художественного музея БССР. Каталог. Минск, 1977. С. 45, № 74. Бронзовые модели памятника Богдану Хмельницкому имеются также в собраниях Черниговского исторического музея и Кабардино-Балкарского краеведческого музея.
6. Добровольский О. М. Микешин. М., 2003. С. 345.
7. Памятник Богдану Хмельницкому. (Исторический очерк его сооружения) // Киевская старина. 1888. Июль. С. 152.
В 1648 году на территории современной Украины начался новый этап национально-освободительной войны против Речи Посполитой. Возглавил его гетман Запорожского войска Богдан Хмельницкий. Переговоры гетмана с Россией начались еще в 1649 году, затем неоднократно возобновлялись, однако без сколько-нибудь заметных результатов. В 1653 году Хмельницкий вновь обратился с просьбой к царю Алексею Михайловичу о включении Украины в состав России. На Московском Земском соборе 1 октября 1653 года было решено удовлетворить просьбу Запорожского казачьего войска. 8 января 1654 года тайная рада (собрание) казацкой «старшины» в Переяславле подтвердила намерение Запорожского войска перейти в русское подданство. Это событие положило начало двум русско-польским войнам за Украину, которые завершились лишь в 1667 году. Юлия Хотько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010.
Для этого памятника Микешин выполнил рисунок, по которому была вылеплена модель, представленная в 1869 году на высочайшее утверждение Александру II. Первоначальная модель значительно отличается от осуществленного впоследствии монумента повествовательностью замысла и обилием фигур. Из описания, сделанного самим Микешиным, следует, что конная статуя гетмана изображена на верху гранитной скалы, с которой падает фигура польского пана, а ниже под копытами коня — мертвое тело еврея-арендатора. На трех сторонах пьедестала в барельефах показаны главные исторические события: Збаражская битва, Переяславская рада и торжественная встреча гетмана-освободителя духовенством и народом в Киеве у Софийского храма. Аллегорический смысл имеют и другие скульптурные изображения. В частности, группа из пяти фигур представляет малороссийского «кобзаря», которого слушают представители славянских народностей: великоросс и белорус, а также малоросс и червонорусс (так называли жителей Западной Украины).
Характерна и надпись под конной статуей: «Единая и неделимая Россия гетману Богдану Хмельницкому». Памятник, открытый в Киеве в 1888 году, состоял только из конной статуи Богдана Хмельницкого, поставленной на высокой скале. Ольга Кривдина // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 154.