Коллекция онлайн

1805, Санкт-Петербург — 1867, имение Халала, Финляндия

Модель памятника И. А. Крылову для Летнего сада в Петербурге

1851


Крылов Иван Андреевич (1768–1844) — баснописец, с 1812 по 1841 служил в Императорской Публичной библиотеке.

В 1844 году после смерти И. А. Крылова с высочайшего соизволения Николая I была объявлена подписка на сооружение памятника. К 1848 году было собрано 29 тысяч 425 рублей серебром, что, как указывалось в заключении Комитета по сооружению памятника, «обеспечивает возможность сделать бронзовую статую в 5 аршин, либо сидячую фигуру в 4 аршина с барельефами и пьедесталом»*. Победителем конкурса проектов памятника, в котором участвовали И. П. Витали, Н. С. Пименов, А. И. Теребенев, П. А. Ставассер, был признан П. К. Клодт, извещенный об этом 29 ноября 1849 года. Начав лепить портретную статую И. А. Крылова, скульптор ориентировался в трактовке образа на бюст, созданный С. И. Гальбергом в 1830 году. Над моделью из воска и дерева скульптор работал в 1851 году, и именно она была утверждена Комитетом по сооружению памятника. В 1921 году уникальный оригинал был передан Обществом поощрения художеств в собрание Русского музея.

Известно, что серьезную творческую помощь Клодту в графическом проектировании композиций постамента оказал художник А. А. Агин. В его рисунках была найдена взаимосвязь фигур различных животных, героев басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и вол», «Лев на ловле», «Ворона и лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и барс», «Мартышка и очки», «Волк и журавль», «Белка», «Кукушка и петух». Подготовительные рисунки Клодта и Агина, отразившие этапы работы над памятником, также хранятся в ГРМ. Почти всех животных скульптор лепил с натуры в своей мастерской, а льва и тигра — в зверинце Зама на Мойке. На литографии 1853 года, напечатанной в «Русском художественном листке» В. Ф. Тимма, был изображен Клодт, работающий над памятником Крылову, при этом видно, как животные свободно разгуливали по мастерской, и лишь некоторые — сидели в клетках. В композицию орнаментально-декоративного рельефа, опоясывающего четырехгранный постамент из темного сердобольского гранита, кроме изображений животных включены два медальона на темы «Демьянова уха» и «Фортуна и нищий».

К 23 мая 1852 года Клодт окончил лепку большой модели, и в июне того же года он приступил к отливке памятника из бронзы. В апреле 1854 года памятник был готов к установке на место, но по причине военных действий Крымской войны открытие монумента состоялось уже при новом императоре Александре II 12 мая 1855 года. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 27.

* РГИА, ф. 789, оп. 1, ч. 2, д. 3390, л. 5.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: