Коллекция онлайн

1783, Санкт-Петербург –1873, Санкт-Петербург

Народное ополчение 1812 г. Барельеф

Медальоны на события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814 годов. 1816


Героические события Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов отразил в серии барельефов выдающийся русский медальер, художник, скульптор и рисовальщик граф Федор Толстой. По собственной инициативе, как писал он впоследствии: «Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее… я дерзнул… изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам… дела, удивившие вселенную, …пожелал сказать, что в наше время каждый думал… и каждый был счастлив, нося имя русского». Серия начиналась портретом императора Александра I в виде Радомысла — древнеславянского бога, олицетворяющего храбрость, мудрость и отвагу; в девятнадцати медальонах были запечатлены важнейшие вехи борьбы с Наполеоном. Работа растянулась на долгие 14 лет.

Перед художником стояла трудная задача в небольших по размеру медальонах разместить группы воинов и символически передать в их образах накал борьбы и героизм сотен тысяч солдат, участвовавших в смертельных сражениях. Знаток классической скульптуры и мраморных барельефов Древней Греции и Рима, Толстой писал, что в своей работе он опирался на «античный греческий вкус, как лучший в изящных искусствах». Математически выверенные и законченные композиции рельефов, гармонично вписанные в круг, четкий рисунок, чистота силуэтов русских и французских воинов на гладком фоне, скупые, но экспрессивные жесты героев, филигранная пластика позволили художнику зримо и монументально отразить мощь русской армии, защитившей родину и освободившей Европу от владычества Наполеона Бонапарта.

В большинстве медальонов русский воин находится в центре, одетый в условное облачение славянина, состоящее из легкого доспеха или кольчуги, в длинном плаще и со шлемом на голове. В левой руке щит, в правой копье, сабля или палица. Русского воина Толстой, по академической традиции, изображает героем идеальных пропорций, высокого роста, энергичным и целенаправленным, в наступательном движении. Француз — повержен на землю, шлем потерян, волосы развеваются, оружие выпало из рук. Мастерство и художественные достоинства сделали серию медальонов широко известной. Григорий Голдовский, Юрий Епатко. «Недаром помнит вся Россия…» // 1812 год в произведениях искусства из собрания Русского музея. СПб, 2012. С. 15.

Изображение медали: Россия облеченная в одежду жены Россиянки, возбужденная гласом царя своего, сидит на возвышенном месте. В очах её блистает любовь к отечеству. Взор её помрачен печалью, но спокоен надеждою на Бога и на мужество сынов своих. Одною рукою опершись на щит, изображающий Государственный герб, другою раздает она мечи народу. Три, единодушием соединенные сословия, в лице дворянина, купца и поселянина, спешат принять оружие из рук её, с тем усердным, нетерпением, какое поревает их лететь на службу и спасение отечества. Поверженные у подножия России сосуды, злато и прочие драгоценности, напоминая о временах Минина и Пожарского, являют что и ныне дух Россиян, в пожертвованиях для обороны отечества имуществом и жизнию, не уступает духу предков своих.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

В результате пересыхания клеящего состава значительная часть воскового рельефа отделилась от фона, раскололась на множество отдельных фрагментов. На тыльной стороне фрагментов находились остатки воско-канифольной мастики (следы предыдущей реставрации). Наблюдалось общее пылевое загрязнение поверхности.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации поверхность воскового рельефа и фон были расчищены от загрязнений. По мере возможности с тыльной стороны фрагментов удалены остатки воско-канифольной мастики. В качестве основного графического материала для подбора и монтажа фрагментов были использованы подготовительный рисунок Ф.П. Толстого и фотография этого рельефа, опубликованные в монографии Э.В. Кузнецовой «Ф.П. Толстой» (М.: Искусство, 1977). В процессе поиска местоположения имеющихся фрагментов зафиксировано отсутствие авторского воскового слоя на отдельных участках произведения. Монтаж отделившихся фрагментов рельефа выполнялся с использованием раствора поливинилбутираля в этиловом спирте.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 236.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: