Коллекция онлайн

1835, село Максимовка Смоленской губернии — 1896, Санкт-Петербург

Проект памятника Екатерине II для Екатеринодара

По рисунку М. О. Микешина. 1895


Во второй половине XIX столетия в России, как и в других странах, городской памятник становится ведущим жанром монументальной пластики. Патриотически настроенную общественность и в больших, и в малых городах империи захватила мода на грандиозные, зачастую многофигурные сооружения, рассчитанные на долгое рассматривание и внимательное «прочтение» монументальных композиций, включая барельефы на пьедесталах и поясняющие надписи. Исключительную популярность приобрели эффектные и, как правило, повествовательные по содержанию замыслы М. О. Микешина. Его мастерски нарисованные «инвенции» легли в основу таких известных монументов, как «Тысячелетие России» в Новгороде (1862, подробнее см. Ск-496) и памятник Екатерине II в Петербурге (1873, подробнее см. Ск-1448). Мгновенно откликаясь на любую инициативу, связанную с постановкой памятника в том или ином городе, Микешин нередко сопровождал свои проекты подробнейшими описаниями, своего рода программами, раскрывающими значение как главных персонажей, так и «сопровождающих» фигур, причем едва ли не каждую деталь он наделял особым смыслом. Скульптурное воплощение его рисунков поручалось опытным мастерам или талантливой молодежи, в числе исполнителей в разное время были Н. А. Лаверецкий и Р. К. Залеман, А. М. Опекушин и М. А. Чижов, А. Л. Обер и И. Н. Шредер. <...>

Хранящийся в ГРМ гипсовый эскиз памятника Екатерине II, поставленного в 1907 году в Екатеринодаре (ныне — Краснодар), был выполнен уже в 1895 году. Он имеет большие утраты, но тем не менее оказался чрезвычайно полезен при воссоздании монумента. Елена Карпова. Вступительная статья // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 7-8.

Вопрос о создании памятника Екатерине II впервые был поднят в Екатеринодаре в 1888 году. Узнав об этом, М. О. Микешин предложил Главному управлению казачьих войск (сначала в 1889 и вторично в 1890 году) исполнить памятник. Он подчеркивал, что является автором монументов этой государыне в Санкт-Петербурге и Ирбите, «а потому и осмеливается питать твердую надежду». Получив сообщение, что «сооружение памятника обосновано на его предложении», художник сразу же выполнил карандашные наброски общего вида памятника, фигур казачьих атаманов, которые находятся среди архивных документов, принадлежащих Русскому музею и объединенных в «Деле о сооружении памятника Екатерине II для Екатеринодара» 1. Авторские рисунки точно датированы Микешиным: «29 Декабря 1892 г.»

В 1893 году Микешин составил подробное описание проекта памятника и отправил его вместе с общей сметой стоимости сооружения в Кубанское областное правление. В 1894 году свои услуги по проектированию памятника предложил профессор скульптуры М. П. Попов, но не представил свой эскиз, и потому исполнение работ было возложено на Микешина. В мае 1895 года он получил проект контракта, перечислявший то, что предстояло выполнить. В частности, необходимо было произвести лепку модели в 1/10 величины памятника и отливку ее из гипса. Именно эта модель хранится в фонде скульптуры ГРМ. Одновременно делалась другая гипсово-восковая модель, которую к июню 1895 года исполнили лепщик Василий Захаржевский и форматор Константин Коновалов. От нее сохранились лишь фрагменты некоторых фигур и постамент 2.

В то же время Микешиным была составлена техническая смета, а архитектор Е. Е. Баумгартен сделал чертежи постамента и пояснительную записку к ним. В ноябре 1895 года Микешин получил письменное заключение инженерного комитета, в котором говорилось о том, что сумма, названная автором проекта, значительно превышает имеющиеся средства. В своем письменном ответе художник объяснял, что дешевле «никто из солидных подрядчиков работать не берется». Он называет и два лучших бронзолитейных предприятия в России: «Берто» (наследник Шопена) и «Гоне» (наследник Морана). Судя по архивным документам, дальнейшие работы по памятнику Микешин решил предоставить второй из названных фирм.

В 1896 году было официально утверждено подробное описание проекта памятника и издано отдельной брошюрой в Санкт-Петербургской типолитографии 3. Помещены и воспроизводимые здесь фотоснимки, на которых мы видим статую Екатерины II, установленную на высоком трехгранном постаменте, у основания которого, с левой стороны изображен Г. А. Потемкин-Таврический, держащий грамоту. Справа — фигуры трех казачьих атаманов, среди которых первое место отведено Антону Головатому, который читает грамоту на Кубанские земли, жалованную запорожцам Екатериной II в 1792 году. Рядом стоят слушающий его Сидор Белый и Захар Чепега, осеняющий себя крестным знамением. Увлекательное описание этих героев Микешин дал в своей подробной исторической справке 4.

С тыльной стороны постамента находится скульптурная группа, названная Микешиным «Слепой Кобзарь с поводырем». Из письма автора в Полтаву от 17 мая 1893 года одному из друзей Т. Г. Шевченко мы узнаем о намерении «самовольно поместить Украинского Кобзаря-Тараса с поводырем-хлопцем» среди фигур памятника для Екатеринодара, чтобы «на веки-веков увековечить память нашего с Вами незабвенного друга». Он также писал, что чтит «благоговейно память поэта и друга своего, многим ему обязанный в своем художественном и нравственном развитии» 5.

Интересно, что еще в феврале 1861 года, сразу после смерти поэта, у Микешина возникла мысль ввести фигуру Шевченко в горельеф монумента «Тысячелетие России», впоследствии поставленного в Новгороде. Однако, это официально не было разрешено, подобно тому, как произошло с образом Кобзаря, задуманным в проекте памятника Богдану Хмельницкому в Киеве. И лишь спустя много лет мысль об увековечении памяти Т. Г. Шевченко нашла свое воплощение в памятнике Екатерине II для Екатеринодара.

Проведя все подготовительные работы, заключив контракт с фирмой Моран, скульптор в 1896 году умер. Его вдова обратилась в Кубанское областное правление с просьбой поручить ей привести к окончанию сооружение екатеринодарского памятника, на что было получено согласие, при условии не превышения ассигнованной суммы в 150 тысяч рублей. В июле 1896 года Микешиной было предложено представить на высочайшее рассмотрение модель памятника, и 12 августа того же года гипсово-восковая модель была высочайше утверждена в Петергофе, а затем передана вдовой Микешина Главному Управлению казачьих войск. Завершение работ над памятником вела специально организованная в Екатеринодаре комиссия, которая координировала свои действия с сыном Микешина — Борисом Михайловичем, довольно известным впоследствии скульптором. Исполнение больших моделей фигур для отливки из бронзы было поручено Б. В. Эдуардсу.

6 мая 1907 года памятник был торжественно открыт на Атаманской площади. К сожалению, этот монумент, исполненный по последнему прижизненному проекту М. О. Микешина, не сохранился.  Скульптор А. А. Аполлонов [для восстановленного в 2006 году памятника] вылепил модели, по которым уже отлиты из бронзы фигуры Екатерины II, Г. А. Потемкина и кубанских казаков. При воссоздании микешинского памятника он опирался, в первую очередь, на гипсовую модель, хранящуюся в Русском музее. Ольга Кривдина // Забытая Россия. Проекты памятников и монументальная скульптура XVIII — начала XX века. СПб, 2006. С. 66-67.

1. ОР ГРМ, ф. 14, д. 91, л. 7, 14–25.
2. Они также хранятся в собрании скульптуры ГРМ.
3. Описание проекта памятника императрице Екатерине II. Составил автор этого проекта М. О. Микешин. Для сооружения монумента в г. Екатеринодаре, на Кубани и историческая справка о деятельности героев Черноморского казачества, трактованных автором в этом проекте, с приложением точно воспроизведенных фотоцинковых гравюр с малой восковой модели этого памятника скульптурной работы автора. СПб, 1896.
4. ОР ГРМ, ф. 14, д. 91, л. 235–238.
5. Там же. Л. 26–27.

Надпись в центре картуша: Императрицъ Екатеринъ II въ царствованiе императора Николая II.

По нижнему краю цоколя — список имен казачьих атаманов; на постаменте — перечень побед Черноморского и Кубанского казачьего войска


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: