Терпсихора / TERPSICORE
Копия с оригинала Дж. и П. Гропелли начала XVIII века. 2011
- Искусственный мрамор. 198 х 65 х 56
- Период XVIII век
- КатегорияМифологический сюжет
- Поделиться
Терпсихора (любящая танцы) выполнена в Венеции по заказу Рагузинского и привезена в Петербург в 1722 году. Как известно, скульптура украшала крышу Грота. Терпсихора изображена танцующей, с лирой в руках и тремя перышками в прическе. Когда-то сирены осмелились состязаться в пении с музами, были побеждены и ощипаны. В знак этой победы музы могут изображаться с перьями на голове. // Скульптура Летнего сада. Сост. Н. Д. Кареева. СПб, 2004. С. 66.
Изображения бога Аполлона в сопровождении муз – это символ появления светского начала в русской культуре, символ процветания в России искусств.
Спутницы Аполлона (музы) олицетворяли творческое начало в человеке. Это вдохновительницы художников, поэтов, артистов. Каждая муза покровительствовала определенному виду искусств и изображалась с соответствующими атрибутами.
Терпсихора – (в переводе с греч. «любящая танцы») муза танцев, иногда также хорового пения. Изображалась обычно с лирой в руках. Терпсихора – иносказательно «балерина». У А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»: «Узрю ли русской Терпсихоры Душой исполненный полет?» Легко и свободно держится перед нами молодая женщина, волосы которой украшены тремя мягкими перышками. Это трофеи муз, победивших сирен при состязании в пении, когда они вырвали их пестрые крылья и украсили ими свои волосы.