Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Архитектон "Гота"

1923 (?)

  • Гипс. 85,3 х 56 х 52,5
  • Ск-2088

  • Пост.: 1926 через ГЗК (?)

  • Сведения о реставрации:

    Реставратор: Топоркова Б.П.

Новый термин «архитектон» и первые объемные композиции появились около 1923 года. Вертикальные модели, подобные этой, строились на пространственной динамике элементарных геометрических форм, как бы стремившихся преодолеть земное притяжение.

Именно в Витебске, куда Малевич приезжает по приглашению М.Шагала, (а позднее и в Государственном институте художественной культуры в Ленинграде) супрематизм стал «выходить» в архитектуру в виде сложных объемно-пространственных композиций, причем его «космическая» проблематика во многом сохранилась. Малевич говорил своим ученикам о космосе, о городах в космосе. Созданные ранее «супремы», парящие в белом супрематическом пространстве и напоминающие планеты, в начале 20-х годов приобретают все более реальные архитектурные очертания. Наряду с городами в открытом космосе в УНОВИСе проектируются и «аэрогорода», парящие непосредственно над землей.

Архитектон К.С Малевича — супрематическая архитектурная модель. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы новых форм. Малевичем создано более десяти архитектонов из картона, гипса и дерева. Объемные композиции включают в себя геометрические фигуры, которые врезались друг в друга под прямым углом. Они построены из значительного числа фрагментов, к примеру, в "Готе" их около 200, и в случае необходимости их можно полностью разобрать, а затем вновь собрать с большой точностью. Причем, для простоты сборки К. Малевич объединил все детали "Готы" в 26 блоков-фрагментов.

Создание архитектона — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич видел в своих экспериментах поиски нового художественного языка архитектуры будущего. Пластический язык Малевича предвосхитил многие решения создания удобной пространственной среды для человека. Существует версия, что архитекторы МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании главного здания. Один из наиболее значимых архитекторов XX века Ле Корбюзье писал, что архитектоны К. Малевича воздействует на чувства зрителя, вызывая эстетические эмоции и... приобщая к постижению гармонии мира и познанию красоты...".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: