Футболисты (мастера спорта В. И. Панчихин и Л. Д. Бурчалкин)
Отлив 1981. 1964
- Бронза, дерево. 40 х 28 х 28; 41 х 23 х 26; основание – 5,5 х 73 х 46
- СО-1372
Пост. в 1983 от П. Куракова, Ленинград
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияПортрет
- Поделиться
На рубеже 1950–1960-х годов значительным разделом спортивной темы становятся портреты известных атлетов. Как справедливо отмечал художник и спортсмен Сергей Лучишкин, в этих работах «видно стремление не только передать индивидуальные черты модели, но и выявить специфические, присущие именно спортсменам качества: стойкость, собранность, силу воли, целеустремленность». <...>
В скульптурных портретах, созданных Андреем Хаустовым, своеобразный молчаливый диалог ведут известные футболисты ленинградского «Зенита», мастера спорта Панчихин и Бурчалкин. Появление их образов в искусстве не случайно. Именно в 1950–1960-е годы футбол становится особенно популярным в Советском Союзе и многих других странах мира. В 1956 году сборная СССР побеждает на Олимпиаде в Мельбурне, а в 1960 выигрывает первый Кубок Европы по футболу. А защищавший многие годы ворота нашей сборной легендарный Лев Яшин был впоследствии признан лучшим вратарем мира в ХХ столетии. Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 17-18.
На два послевоенных десятилетия приходится расцвет популярности футбола в Советском Союзе и во всем мире. В 1956 году сборная СССР побеждает на Олимпиаде в Мельбурне, а в 1960-м выигрывает первый Кубок Европы. Все это делает футбол поистине народным спортом, сотни тысяч болельщиков, а футболистов — новыми героями мирного времени. В 1960-е годы внимание к индивидуальности и углубленному психологизму рождает новые формы осмысления знакомых тем. Скульптурный портрет двух футболистов ленинградского «Зенита», мастеров спорта Виталия Панчехина и Льва Бурчалкина, выполненный Андреем Хаустовым — прекрасный пример художественного мышления 1960-х. Лаконичные, «суровые» лица двух атлетов застыли в медитативном молчании. Здесь нет пафоса победителей, пред нами предстают конкретные люди с их судьбами, не античные небожители, а понятные, осязаемые — такие же, как все. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 7-8.
Появление парного портрета в скульптуре характерно для 1960-х годов. «Дух времени» нашел свое отражение и в творчестве Хаустова. Личность раскрывается не сама по себе, а в атмосфере единства или противостояния. Индивидуальность каждого ярче проявляется на фоне общих взаимоотношений. «Футболисты» – произведение, выполненное в лаконичной манере, в полной мере раскрывает как психологию отдельного человека с его романтическим отношением к жизни, так и «коллективную психологию» команды, объединенной благородной целью.
Панчихин Василий Иванович (род. 1935), Бурчалкин Лев Дмитриевич (род. 1939) – игроки ленинградской футбольной команды «Зенит», мастера спорта. // Марина Стекольникова. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 372.