Эпроновец
1934
- Гипс тонированный. 28 x 11 x 10
- СО-663
Пост. в 1962 от В. А. Замкова
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Варианты: гипс тонированный, 1934 — ГРМ этюд, гипс тонированный, 1936 — ГРМ.
ЭПРОН — Экспедиция подводных работ особого назначения, созданная в 1923 году указом Ф. Э. Дзержинского.
Мухина из тех, кто не пытался встроиться в новую систему координат зарождающегося соцреализма. Сохранив собственные художественные ориентиры, она стремилась не выжить, а повлиять, изменить, сформировать. Ее действенная натура не могла пассивно созерцать, отказаться от борьбы, смириться с ролью ведомого. Оттого в поэтике Мухиной 1930–1940-х годов отсутствуют лирические отступления, а сюжеты повествуют об одном — о человеке, но о человеке новой формации, о Герое, причем не только в военной, но и в мирной жизни. Во многом благодаря ее усилиям складывается особый жанр — героический портрет, надолго закрепившийся в советском искусстве различными модификациями, но в пределах стилистической инвариантности.
Ее герои, будь то конкретные персонажи или типологические образы, — это, прежде всего, те, кто целеустремленно созидает, страстно борется, вдохновенно покоряет природные стихии или вершины научной мысли. Наделенные таким грузом ответственности, они всегда сосредоточенны, эмоционально уравновешенны, героически мужественны, лишены мелочной житейской суетности, обыденности, камерности. Минуя богов, Мухина демиургическим жестом создает своих героев, свою систему ценностных ориентиров. Героизируя простого человека, она поднимает его над обыденностью мира и показывает, что в ситуации без бога человек сам является гарантом, эталоном и законодателем своих моральных ценностей. Герои Мухиной оказались под стать ей самой — натуре деятельной, обладающей необычайной силой, поразительной творческой энергией и темпераментом, исключительной работоспособностью. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 7.
Гигантомания как одна из главных составляющих тоталитарного искусства, столь удачно реализованная в «Рабочем и колхознице», буквально захлестнула сталинскую монументальную скульптуру и архитектуру 1930–1940-х годов <...>. Заворожила гигантомания и Мухину, дав импульс творческим исканиям в крупномасштабных монументальных и декоративных формах. Они зафиксированы в многочисленных эскизах и проектах, лучше всего отражающих эпоху больших идей. Из этих исходных культурных посылок времени скульптор сделала не самые крайние, но все же далеко идущие выводы: «Монументальное искусство должно быть современным и реалистичным, оно поднимает конкретные факты, живые явления и типы на громадную принципиальную высоту»*. Елена Василевская. Минуя богов // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 8.
* Мухина В. И. Моя работа в дни войны // Мухина. Литературно-критическое наследие. С. 137.
Вслед за ДЕТАЛЯМИ Мухина вводит в свои скульптуры ЗНАКИ — предметы, тоже соответствующие теме, но не обязательно скрупулезно воспроизводящие реальность. Это обобщенные образные штрихи, отражающие концепцию произведения. Целью введения знаков, в отличие от деталей, является не отсылка к конкретике, а концентрация смыслового выражения, передача основной идеи в максимально сжатой форме.
<...> Знаковой сущностью обладают части одежды в работе «Эпроновец» (1934, СО-663, СО-673) — водолазный костюм и шлем недвусмысленно указывают на род деятельности персонажа, но при этом не имеют отличительных признаков конкретного изделия. Эпроновец для Мухиной — «завоеватель глубин морских», поэтому здесь костюм важен именно как знак покорителя одной из стихий. Марина Стекольникова. Детали, знаки, символы // Вера Мухина. СПб, 2009. С. 13.