Новости и события

28 декабря 2016 Чебоксары (Храм)

Витражная роспись

Очередное занятие художественной студии  «Вера, Надежда, Любовь»  было посвящено изучению росписи по стеклу витражными красками.  Руководитель студии Ольга Вахрушева помогла составить эскизы витражной росписи и освоить первые художественные приемы на стеклянных изделиях. Технологию точечной росписи показали художники Чувашского национального музея Надежда Ярдыкова и Ольга Мочалова.

История витражной росписи берёт своё начало в Х веке. Это время ознаменовано появлением листового стекла. Традиционно используемая разноцветная мозаика была очень красива, однако не могла отобразить мелкую детализацию, особую игру светотени. Поэтому появление живописи на стекле стало особым событием в витражном деле того времени. Век от века качество изображений на стеклянном материале совершенствовалось, изменялись темы и сюжеты. Современные художники, применяя технику росписи, продолжают использовать многовековые традиции наряду с достижениями последних лет. 
О самом процессе изготовления первых расписных витражей рассказывает книга монаха Теофила, датированная началом XII века. В ней описана техника нанесения на стеклянные пластинки тёмно-коричневой краски шварцлот. 
В средние века витражная роспись использовалась исключительно в храмах. Разноцветные блики, загадочное мерцание в полутёмном здании погружало прихожан в атмосферу таинственности и загадочности. С приходом в архитектуру готического стиля, проёмы увеличились в размерах, новые конструктивные решения позволили создавать круглые окна. Всё это способствовало развитию витражного искусства. Кроме библейских сюжетов в оформлении храмов стали появляться светские темы. Возникла новая техника: белое стекло расписывалось гризайлью. 
В отличие от западноевропейских государств, русские церкви начали использовать расписные окна намного позже. Это обусловлено не только уровнем развития промышленности, но и тем, что любое изображение библейских персонажей считалось иконой, а духовенство запрещало иконопись на стекле. В летописях упоминались церкви с витражами, но для древней Руси это были единичные случаи. 
В XIV веке появилось более качественное прозрачное листовое стекло и краски на основе окислов серебра. Это был настоящий подарок для мастеров витражной росписи: окна храмов заиграли на солнце золотистыми искрами. Мозаика всё больше уступала место живописи, способной изображать на стекле библейских героев. 
Шло время, витражная роспись становилась реалистичнее, создавались сложные сюжетные композиции. В эпоху Возрождения у стеклянных картин появились перспектива и объём. Витражи перестали быть исключительно церковным убранством, несмотря на высокую цену, их приобретали и для светских зданий, и для домов зажиточных горожан. 
Развитие этого искусства было остановлено в Европе религиозными войнами второй половины XVI века. Многие бесценные витражи были безвозвратно разрушены, новые никто не заказывал. Следующая эпоха просвещения стремилась ко всему светлому и прозрачному. Уцелевшие после религиозных войн витражи были безжалостно уничтожены и заменены обычными стёклами. На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи. К этому времени промышленность уже выпускала большие листы ровного стекла, дающие простор для творчества художника. Оконные проёмы превратились в настоящие живописные полотна с интересными сюжетами. 

Первые витражи появились в русских церквях в 1830—1840-e гг. в виде запрестольных образов, написанных на стекле. В те времена освещение в храмах было слабым, запрестольную икону было плохо видно во время службы и возникла идея устанавливать ее в алтарном окне, чтобы она освещалась солнеч­ным светом. Такую мысль высказывал, например, художник Карл Брюллов: в 1837 г. он предложил пробить стену в алтаре Казанского собора и уста­новить там икону на стекле. Эта идея не была поддержана императором. Однако, при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге, был осуществлен похожий замысел: в алтарном окне был уста­новлен образ Воскресения Христова, сделанный из цветного стекла. Создан он был в Германии, так как в России в то время не существовало стекольного производства, способного выполнить такой слож­ный заказ. Детали изображения были согласованы со Священным Синодом. Установленный в 1847 г. витраж был тогда, да и сейчас остается одним из самых больших в России. Исторически так сложилось, что стекольная промышленность в России ещё не была готова к производству витражей для храмов. Когда возникла необходимость заполнить проём Исаакиевского собора, Николай I решил установить в нём транспарантную картину. В Мюнхене был заказан витраж с образом Воскресшего Спасителя – настоящий шедевр, созданный с использованием разноцветных и многослойных стёкол, мозаики и росписи. Витраж Исаакиевского собора состоит из двух рам: наружная заполнена толстым зеркальным стеклом, во внутреннюю вставлена картина. 
В 40-х годах XIX века по приказу Николая I в России был открыт Императорский стеклянный завод, выпускающий расписной оконный декор. Со временем арсенал мастеров обогатился масляными и силикатными красками, позволяющими художнику пользоваться богатой и яркой цветовой палитрой. 
На рубеже XIX века витражная роспись перестала пользоваться спросом: стилю модерн больше соответствовала не живопись, а панно. Время и войны разрушали хрупкие стеклянные картины, казалось, это искусство больше не возродится. 
Однако во второй половине ХХ века вновь возник интерес к витражам. При восстановлении старинных храмов и монастырей потребовалось заполнять оконные проёмы. Стеклянные расписные полотна для них пришлось изготавливать заново.[i] 

Часть уцелевших рам с декоративным или сюжетным остеклением оказались в фондах музеев. Скрытые до поры до времени в хранилищах, неизвестные даже специалистам, они постепенно появляются из небытия, расширяя наше представление о витражах — практически утраченном наследии русской культуры. Разноцветные окна в православных храмах России, начиная с XIX столетия, встречались часто. К началу ХХ столетия русские художники, среди которых В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, В. И. Быстренин, обратили внимание на этот вид монументально-декоративного искусства и сами принимали участие в создании витражей. Несколько из них чудом уцелели в петербургских церквях. [ii]

На рубеже тысячелетий возникли новые технологии, позволяющие наносить изображение на витринные, безопасные стёкла. Расписные витражи стали прочными и надёжными, новые краски не выцветают, хорошо переносят перепады температур и воздействие осадков. Вероятно, самым большим современным алтар­ным образом из стекла в православной церкви является витраж с изображением Воскресшего Спасителя в храме в честь Всех Черниговских святых. Эта икона-витраж, созданная по заказу Черниговской Епархии Украинской Православной церкви имеет колоссальные размеры его площадь 70 кв.м., высо­та 12 м., ширина 6 м. Монументальная стеклянная икона в потоках сияющего света является присутс­твующим внутри храма и одновременно снаружи выглядит как светящаяся мозаика. Этот необыкно­венный образ создан московской студией Светланы Михайловой, освящен в 2007 году.[iii]

Сегодня искусство витража в нашем Отечестве возрождается и развивается. Следующее художественное занятие по изучению витражной росписи в Виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары планируется в среду 4 января в 17.30.Адрес: Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4 Информация по телефону: 8 937 011 48 68

Благодарим за мастерство фотографа Алексея Васильева

Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: