Очередное занятие художественной студии «Вера, Надежда, Любовь» было посвящено изучению росписи по стеклу витражными красками. Руководитель студии Ольга Вахрушева помогла составить эскизы витражной росписи и освоить первые художественные приемы на стеклянных изделиях. Технологию точечной росписи показали художники Чувашского национального музея Надежда Ярдыкова и Ольга Мочалова.
История витражной росписи берёт своё начало в Х веке. Это время ознаменовано появлением листового стекла. Традиционно используемая разноцветная мозаика была очень красива, однако не могла отобразить мелкую детализацию, особую игру светотени. Поэтому появление живописи на стекле стало особым событием в витражном деле того времени. Век от века качество изображений на стеклянном материале совершенствовалось, изменялись темы и сюжеты. Современные художники, применяя технику росписи, продолжают использовать многовековые традиции наряду с достижениями последних лет.
О самом процессе изготовления первых расписных витражей рассказывает книга монаха Теофила, датированная началом XII века. В ней описана техника нанесения на стеклянные пластинки тёмно-коричневой краски шварцлот.
В средние века витражная роспись использовалась исключительно в храмах. Разноцветные блики, загадочное мерцание в полутёмном здании погружало прихожан в атмосферу таинственности и загадочности. С приходом в архитектуру готического стиля, проёмы увеличились в размерах, новые конструктивные решения позволили создавать круглые окна. Всё это способствовало развитию витражного искусства. Кроме библейских сюжетов в оформлении храмов стали появляться светские темы. Возникла новая техника: белое стекло расписывалось гризайлью.
В отличие от западноевропейских государств, русские церкви начали использовать расписные окна намного позже. Это обусловлено не только уровнем развития промышленности, но и тем, что любое изображение библейских персонажей считалось иконой, а духовенство запрещало иконопись на стекле. В летописях упоминались церкви с витражами, но для древней Руси это были единичные случаи.
В XIV веке появилось более качественное прозрачное листовое стекло и краски на основе окислов серебра. Это был настоящий подарок для мастеров витражной росписи: окна храмов заиграли на солнце золотистыми искрами. Мозаика всё больше уступала место живописи, способной изображать на стекле библейских героев.
Шло время, витражная роспись становилась реалистичнее, создавались сложные сюжетные композиции. В эпоху Возрождения у стеклянных картин появились перспектива и объём. Витражи перестали быть исключительно церковным убранством, несмотря на высокую цену, их приобретали и для светских зданий, и для домов зажиточных горожан.
Развитие этого искусства было остановлено в Европе религиозными войнами второй половины XVI века. Многие бесценные витражи были безвозвратно разрушены, новые никто не заказывал. Следующая эпоха просвещения стремилась ко всему светлому и прозрачному. Уцелевшие после религиозных войн витражи были безжалостно уничтожены и заменены обычными стёклами. На рубеже XVIII и XIX веков мастера решили возродить забытое искусство витражной росписи. К этому времени промышленность уже выпускала большие листы ровного стекла, дающие простор для творчества художника. Оконные проёмы превратились в настоящие живописные полотна с интересными сюжетами.
Первые витражи появились в русских церквях в 1830—1840-e гг. в виде запрестольных образов, написанных на стекле. В те времена освещение в храмах было слабым, запрестольную икону было плохо видно во время службы и возникла идея устанавливать ее в алтарном окне, чтобы она освещалась солнечным светом. Такую мысль высказывал, например, художник Карл Брюллов: в 1837 г. он предложил пробить стену в алтаре Казанского собора и установить там икону на стекле. Эта идея не была поддержана императором. Однако, при строительстве Исаакиевского собора в Петербурге, был осуществлен похожий замысел: в алтарном окне был установлен образ Воскресения Христова, сделанный из цветного стекла. Создан он был в Германии, так как в России в то время не существовало стекольного производства, способного выполнить такой сложный заказ. Детали изображения были согласованы со Священным Синодом. Установленный в 1847 г. витраж был тогда, да и сейчас остается одним из самых больших в России. Исторически так сложилось, что стекольная промышленность в России ещё не была готова к производству витражей для храмов. Когда возникла необходимость заполнить проём Исаакиевского собора, Николай I решил установить в нём транспарантную картину. В Мюнхене был заказан витраж с образом Воскресшего Спасителя – настоящий шедевр, созданный с использованием разноцветных и многослойных стёкол, мозаики и росписи. Витраж Исаакиевского собора состоит из двух рам: наружная заполнена толстым зеркальным стеклом, во внутреннюю вставлена картина.
В 40-х годах XIX века по приказу Николая I в России был открыт Императорский стеклянный завод, выпускающий расписной оконный декор. Со временем арсенал мастеров обогатился масляными и силикатными красками, позволяющими художнику пользоваться богатой и яркой цветовой палитрой.
На рубеже XIX века витражная роспись перестала пользоваться спросом: стилю модерн больше соответствовала не живопись, а панно. Время и войны разрушали хрупкие стеклянные картины, казалось, это искусство больше не возродится.
Однако во второй половине ХХ века вновь возник интерес к витражам. При восстановлении старинных храмов и монастырей потребовалось заполнять оконные проёмы. Стеклянные расписные полотна для них пришлось изготавливать заново.[i]
Часть уцелевших рам с декоративным или сюжетным остеклением оказались в фондах музеев. Скрытые до поры до времени в хранилищах, неизвестные даже специалистам, они постепенно появляются из небытия, расширяя наше представление о витражах — практически утраченном наследии русской культуры. Разноцветные окна в православных храмах России, начиная с XIX столетия, встречались часто. К началу ХХ столетия русские художники, среди которых В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, В. И. Быстренин, обратили внимание на этот вид монументально-декоративного искусства и сами принимали участие в создании витражей. Несколько из них чудом уцелели в петербургских церквях. [ii]
На рубеже тысячелетий возникли новые технологии, позволяющие наносить изображение на витринные, безопасные стёкла. Расписные витражи стали прочными и надёжными, новые краски не выцветают, хорошо переносят перепады температур и воздействие осадков. Вероятно, самым большим современным алтарным образом из стекла в православной церкви является витраж с изображением Воскресшего Спасителя в храме в честь Всех Черниговских святых. Эта икона-витраж, созданная по заказу Черниговской Епархии Украинской Православной церкви имеет колоссальные размеры его площадь 70 кв.м., высота 12 м., ширина 6 м. Монументальная стеклянная икона в потоках сияющего света является присутствующим внутри храма и одновременно снаружи выглядит как светящаяся мозаика. Этот необыкновенный образ создан московской студией Светланы Михайловой, освящен в 2007 году.[iii]
Сегодня искусство витража в нашем Отечестве возрождается и развивается. Следующее художественное занятие по изучению витражной росписи в Виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары планируется в среду 4 января в 17.30.Адрес: Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4 Информация по телефону: 8 937 011 48 68
Благодарим за мастерство фотографа Алексея Васильева
Виртуальный филиал Русского музея при храме Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary