29 января 2019
Цикл лекций «Петербургское искусство 1990-х-2000-х годов»
Авторский цикл лекций ведущего научного сотрудника Русского музея Анастасии Ивановны Карловой предлагает посетителям Центра мультимедиа познакомиться с петербургским искусством конца XX – начала XXI века. Что происходит на современной петербургской арт-сцене сегодня, что изменилось после перестройки в художественной сфере, а что осталось прежним. В центре внимания – художники, художественные движения, арт-истэблишмент (музеи, галереи, критика). Особое внимание уделяется роли Русского музея в развитии художественной жизни Петербурга в этот период. Освещается выставочная и фондовая работа Русского музея в области современного искусства.
29 января 2019. Лекция 1. «Петербургское искусство 1990-х годов. Выставки в Русском музее».
Что изменилось в искусстве Петербурга после перестройки? Какова была специфика становления новой арт-сцены города? Какую роль в этом играла выставочная и фондовая работа Русского музея?
Лекция посвящена творчеству петербургских художников 1990-х годов. Они во многом продолжили ту линию в искусстве, которая в советское время получила название нонконформизм. В то же время, быстрое восприятие молодыми художниками международного опыта воспринималось как восстановление потерянных связей с традициями русского авангарда.
Особое внимание уделяется деятельности отдела новейших течений Русского музея, обобщается практический опыт его выставочной работы на основе музейных каталогов первых экспериментальных выставок, ставших сегодня библиографической редкостью.
На лекции будут показаны изображения произведений петербургских художников 1990-х годов из фондов Русского музея (Т. Новикова, С. Бугаева, О. и А. Флоренских, Е. Губановой и др.), а также уникальные фотографии первых постсоветских выставок Русского музея.
26 февраля 2019. Лекция 2. «Петербургское искусство 2000-х годов. Галереи, конкурсы, проекты».
Лекция посвящена творчеству молодых художников Петербурга 2000-х годов (И. Гапонова, К. Котешова, А. Дашевского, И. Дрозд, И. Плюща, Н. Анфаловой, и др.).
2000-е годы в петербургском искусстве – это время становления арт-истэблишмента: появляется система галерей, музеев, художественных премий, арт-критики; появляется и художественное образование в области актуального искусства. Молодые художники активно участвуют конкурсах, создают новые арт-сообщества, осваивают лофты. Особое внимание на лекции уделяется работе Русского музея в области репрезентации современного искусства: выставкам отдела новейших течений («Врата и двери», «Искусство про искусство», «Актуальный рисунок» и др.).
19 марта 2019. Лекция 3: «Петербургское искусство 2010-х годов. Молодые художники».
Новое поколение петербургских художников заявило о себе на российской арт-сцене в 2010-е годы. Несмотря на многообразие художественных подходов, техник, тем, индивидуальных особенностей, их творчество объединяет ряд общих черт. Именно в работах молодых художников 2010-х годов сочетается предельная открытость, вплоть до шокирующей интимности, и холодная отстраненность цифровых технологий. Сами цифровые технологии являются для них равноправными медиа. Они значительно свободнее используют их, будучи людьми, воспитанными в эпоху Интернета и мобильной связи. В то же время они подчас болезненно тяготеют к рукотворности, уникальности, подчеркнутой «самодельности», которые нередко прочитываются как отчаянная попытка поймать ускользающую реальность, утвердить неповторимую индивидуальность живой личности.
На лекции рассматривается творчество молодых петербургских художников и арт-сообществ, анализируются их проекты и выставки. Особое внимание уделяется группе «Север-7»; выставке «Сигнал 2014»; проекту «Независимая ярмарка современного искусства». Рассматриваются отдельные работы таких художников, как Ася Маракулина, Александра Гарт, Лера Лернер, Иван Тузов, Леонид Цхэ, Марья Дмитриева, Саша Зубрицкая, Анна Андржиевская и др.
Подписать и смотреть весь цикл на Медиапортале Русского музея
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея (с 2004 года), кандидат культурологии, искусствовед.
В 2005 году окончила кафедру истории искусства исторического факультета и продолжила образование в аспирантуре кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музей современного искусства в культуре ХХ века». В 2007-2017 гг. – приглашённый преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2013 г. – приглашенный преподаватель Университета Ювяскюля (читала авторский цикл лекций «Петербургское искусство 1990-х-2000-х годов» на английском языке). Победитель Конкурса индивидуальных грантов для молодых преподавателей Благотворительного фонда В. Потанина (2012-2013 гг.).
Куратор ряда выставочных проектов Русского музея (2004-2019 гг.), посвящённых творчеству Жени Шефа, Ли Кванг-Ха, Мэтта Лэмба, Штефана Шпихера, Энди Уорхола, Ладисласа Кийно, Кати Медведевой, Георга Маттеса, Маркуса Толльмана и других современных художников. Сценарист документального видеофильма о международной системе музеев Людвига.
Автор многочисленных статей и публикаций, в том числе в каталогах и сборниках Русского музея («Музей Людвига в Русском музее», «Страницы истории отечественного искусства» и др.). В 2012-2014 гг. вела авторскую рубрику «Музей современного искусства» в журнале «Диалог искусств». Участник различных всероссийских и международных искусствоведческих, культурологических и философских научных конференций.
Область научных интересов: Современное искусство, Цифровое и видео искусство в современном художественном процессе, Музей современного искусства как феномен культуры.
Другие лекции