В виртуальном филиале Русского музея при храме Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары проводится лекторий по древнерусской живописи, сопровождающийся творческими заданиями и мастер-классами. Руководитель студии Елена Кузина в преддверии праздника Святой Троицы провела цикл занятий по знакомству с иконами из коллекции Русского музея.
Иконография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию. В виде трех Ангелов изображают на иконах Святую Троицу. В виде этих Ангелов-странников явился Бог задолго до Рождества Христова праведному старцу Аврааму. Три Ангела на иконе – изображение Трех Лиц Бога: Отца, Сына и Святого Духа. На иконе из коллекции Русского музея («Троица ветхозаветная». Середина XVI в.) повторяется решение Андрея Рублева: одинаковые по размерам ангелы сидят с посохами в руках за столом-престолом. Это образ литургической трапезы, ветхозаветный прообраз новозаветной евхаристии и одновременно символ пищи духовной.
На иконе из Русского музея ангел благословляет три, а не одну евхаристические чаши, но только средняя из них — с головой тельца, ветхозаветный прообраз новозаветного агнца и одновременно символ жертвенной любви. В иконографический памятник Русского музея включены и другие персонажи, типичные для произведений с библейским толкованием сюжета. Под дубом Мамврийским прислуживают Авраам и Сарра, несущие свежеиспеченные хлеба. Внизу — отрок, закалывающий тельца. Кроме того, в произведении изображены архитектурное сооружение — палата Авраама и одновременно символ Христа-Домостроителя, безмолвия, познания и созидания, а также библейский образ «восхищени духа» символ близости к Богу — горки.
Сравнительный анализ большого количества произведений приводит к мысли, что в древнерусской живописи не было смен вариантов. В ней одновременно существуют оба иконографических извода — как, условно говоря, рублевский, так и гостеприимство Авраама с многочисленными подтипами. Четко разграничить эти варианты и подтип не представляется возможным, те более что и те и другие связаны в конечном счете с каноническим содержанием[i].
[i] Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. Л.: Наука, 1985. — стр. 109-125
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #виртуальный_тур
- #онлайн_выставка
- #мультимедийная_выставка
- #планшетная_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб