Новости и события

22 апреля 2024

Русский музей представил в Монголии «Последний день Помпе́и» Карла Брюллова в AR-формате

20 и 21 апреля 2024 года в Русском Доме в Улан-Баторе состоялся показ «Цифрового аттракциона» Государственного Русского музея. Жителям и гостям столицы Монголии впервые был представлен новый формат презентации одной из самых известных картин Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Цифровой аттракцион прошел в рамках ежегодного культурно-образовательного проекта БиблиоНочь и позволил всем желающим по-новому - детализированно, с новыми знаниями и эмоциями, взглянуть на всемирно известное полотно. Сотрудники Русского музея – Мария Гладких и Мария Трофимчик представили в Монголии новые возможности показа шедевров мировой живописи с помощью технологии виртуальной и дополненной реальности. Для проведения цифрового экскурса «в прошлое» в Улан-Батор из Санкт-Петербурга были специально привезено AR-оборудование – очки дополненной реальности Epson Moverio.

Мария Гладких, начальник службы «Виртуальный Русский музей»: «Цифровой иллюзион – новое направление работы Русского музея, и мы рады представить его в Монголии. Улан-Батор стал второй зарубежной столицей, где прошел цифровой показ масштабного полотна, принесшего Карлу Брюллову мировую славу. Прошел показ с успехом - монгольские зрители проявили очень живой интерес и к истории создания картины, и к биографии русского художника, заинтересовались они и самим фактом гибели Помпеи. Мы получили колоссальную отдачу от этих двух дней пребывания в Монголии, в Русском Доме в Улан-Баторе».

«Последний день Помпе́и» Карл Павлович Брюллов написал в 1833 году, до этого 3 года находясь в Италии, российский художник досконально изучал историю погибшего под вулканической лавой и пеплом города Помпеи. Картина имела небывалый успех в Италии, была удостоена золотой медали в Париже. Вальтер Скотт назвал ее «необычной, эпической». В 1834 году гигантское полотно (5*6 м) было доставлено в Петербург, где его владелец – российский меценат Анатолий Демидов – подарил картину Николаю I. По распоряжению императора картина «Великого Карла» как руководство для начинающих живописцев была размещена в Академии художеств. В 1895 году, после открытия Русского музея, полотно «Последний день Помпеи» было передано музею и с тех пор стало открытым для показа широкой публике.

Благодаря новым цифровым возможностям шедевр живописи теперь могут видеть и изучать жители разных стран, одними из первых стали любители живописи и истории Монголии. Впечатлений от презентации Русского музея было много:

«…Это было очень удивительно, я увидел картину в мельчайших деталях. Одев специальные AR-очки, можно близко подойти к каждому персонажу, пройти на окраину Помпеи, увидеть то, что сразу, «вживую» и не разглядишь…», «…очень необычный формат работы галереи искусств, он дает возможность еще более детально рассмотреть известную картину. Я впечатлена...».

Благодаря технологиям виртуальной реальности участники аттракциона смогли «войти» в пространство картины «Последний день Помпеи», побывали на пустынной улице древнеримского города, увидели подготовительные рисунки и эскизы художника. Сотрудники Русского музея также показали ролик о работе одного их ведущих музеев России, рассказали, как реставрируются картины, из каких технологических слоев состоит живописное произведение и какие приемы использовал Брюллов для построения композиции своей картины.

Справка: Цифровой аттракцион создан Государственным Русским музеем в рамках проекта «Искусство и технологии» при поддержке Министерства просвещения РФ и Благотворительного фонда «Система». Показ аттракциона в Монголии был организован в рамках сотрудничества Государственного Русского музея и Русского дома в Улан-Баторе по проекту «Русский музей: виртуальный филиал», по инициативе представительства Россотрудничества в Монголии.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: