Киево-Печерские святые
Киево-Печерский монастырь (с 1598 — лавра) возник в XI веке. Основателем первого пещерного (печерского) монастыря был преподобный Антоний, почитаемый как «начальник всех русских монахов».
Родом из города Любеча, он во время странствий попал на Святую Гору Афон, где принял постриг, получив имя Антония. После возвращения на Русь он обосновался в окрестностях Киева на берегу Днепра в пещере. Благочестие Антония привлекало к нему последователей. В числе первых пустынножителей были Никон Великий и Феодосий Печерский. Из-за конфликта с князем Изяславом преподобный Антоний дважды покидал Киев, опасаясь княжеского гнева. С уходом из монастыря Никона Антоний устранился от всех монастырских строительных работ и удалился в новую «печеру». Она послужила началом «ближних» пещер, в противоположность старым, «дальним». Умер преподобный Антоний в 1072/1073 году.
В игуменство Феодосия в Печерском монастыре был введен общежительный студийский устав, который позднее был заимствован и другими русскими обителями. В 1073 году был заложен Великий Успенский каменный храм, оконченный и освященный в 1089 году. Строили его греческие мастера, которые, по легенде, принесли с собой чудотворную икону Божией Матери, полученную ими во Влахернском храме Константинополя. Цареградские художники исполнили в Печерском монастыре фресковую роспись и мозаики. Жития печерских подвижников были собраны в Киево-Печерском патерике. Первоначальное Житие основателя монастыря — преподобного Антония — не дошло до наших дней. По-видимому, оно было написано не позднее 90-х годов XI века и впоследствии использовалось при составлении «Повести временных лет» и Киево-Печерского патерика. Преподобных Антония и Феодосия с раннего времени стали изображать на иконах. Одним из первых образов с их «портретами» была икона Божией Матери Печерской, где они стояли по сторонам от Богоматери с Младенцем, сидящих на троне. Менее распространена была традиция изображения преподобных поодиночке. Среди сохранившихся до наших дней памятников известен, например, надгробный покров Антония (ДРТ-305). К числу уникальных произведений с образом преподобного Феодосия Печерского относится его житийная икона, написанная в конце XVII века мастерами Оружейной палаты (ДРЖ-2385). На протяжении XI–XVIII веков в Киево-Печерском монастыре создается выдающийся архитектурный ансамбль, соединивший в себе стилевые особенности древнерусской и украинской архитектуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. После пожара 1718 года, уничтожившего значительную часть монастыря, древние сооружения были возобновлены в формах барокко. В 1688 году лавра была подчинена московскому патриарху, а ее архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Монастырь являлся крупнейшим церковно-политическим и культурным центром. Здесь велось летописание, создавались иконы, переписывались и составлялись жития святых, переводились книги. Алевтина Мальцева // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 47.




