Коллекция онлайн

Лицевой покров «Антоний Печерский»

XVI век


Представленный шитый покров является единственным сохранившимся до наших дней покровом на гробницу Антония Печерского. Он вышивался для Киево-Печерского монастыря, но в 1586 году был вложен в Кирилло-Белозерскую обитель. Во вкладных книгах монастыря упоминается вкладчик — московский при- казной дьяк Лев Вокшарин. Из описи известно, что покров имел белые поля с шитыми золотными нитями надписями — кондаком и тропарем преподобному, однако они были утрачены до поступления в музей. Фон сохранился фрагментарно, подложен при реставрации темно-коричневым крепдешином, близким по цвету к первоначальному фону. Подкладка новая — фиолетовый шелк. Святой Антоний, по традиции, изображен в монашеском облачении и белом куколе, благословляющим правой рукой, с развернутым свитком в левой руке. Слова надписи на свитке наставляют: МОЛЮ УБО ВЫ ЧАДА ДЕРЖИМСЯ ВОЗДЕРЖАНIА НЕ ЛЕНИМСЯ ИМАМ БО ГДА ПОМОШЬНИКА. На темном фоне средника выделяются стройные буквы именующей надписи: ПРПБЫИ АНТОНЕИ ПЕЧЕРСКЫИ, исполненные золотными нитями «в прикреп». Пелена необычна своим довольно редким в шитье приемом построения шитого изображения: строгие черты лика святого, складки одежд и контуры обрисованы черным шелком графической линией, подобно иконописной прориси или гравюре. При этом лик преподобного Антония выполнен шелком серого тона «в раскол» не по форме, а стежками, расположенными в одном направлении. Одежды исполнены «косым швом на проем», то есть сквозь ткань, стежками, расположенными рядками вкось, что создает впечатление диагональной ткани. Произведение отличается лаконичностью и в то же время насыщенностью цветовой гаммы. Профес- сионально выполненный рисунок и тщательное шитье свидетельствуют о том, что он был создан в хорошо организованной столичной мастерской. Людмила Лихачева, Арина Бурыкина //  Святые земли русской. Компакт-диск. СПб, 2010. С. 51.

Литература: Русские монастыри. С. 110.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Реставратор – М.П. Покровская, 1927

Состояние сохранности до реставрации:

Очень ветхий. Значительные утраты фона.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено общее дублирование на тонированный шелковый газ.

Реставратор – М.М. Чутникова, 1973

Состояние сохранности до реставрации:

Покров поступил в реставрацию ветхим. Сечения и разрывы шелкового фона. Значительно утрачена контурная нить шитья. Многочисленные пятна воска на лицевом шитье памятника.

Комплекс проведенных мероприятий:

Памятник был дважды очищен, удалены пятна воска. Полностью сдублирован на тонированное шелковое полотно, крупные утраты основы дополнены. Пришита шелковая подкладка.

Реставратор – Т.М. Бургазлиева, 1989

Состояние сохранности до реставрации:

После долгого экспонирования в Москве, покров поступил на повторную реставрацию. Отставание шелковых нитей вышивки от фона. Сильная деформация.

Комплекс проведенных мероприятий:

Укреплены шелковые нити вышивки. Устранена деформация.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 382.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: