Коллекция онлайн

Богоматерь из деисусного чина

Рельеф. Новгород. Середина XVI века


Рельефное изображение Богоматери из деисусной композиции. Фигурка Марии обращена вправо и окутана длинными одеждами, которые спадают складками. Лепка рельефа подчеркнута рисунком врезанных штрихов. Мягкие формы лика и рук округло и тщательно моделированы.

В собрании музея имеются еще два изображения – Иоанна Предтечи и Апостола, которые аналогичны Богоматери по размерам, характеру рельефа, авторской манере рисунка и резьбы. Видимо, они входили в резной убор какого-либо сооружения, всего вероятнее, моленного места.

В Софийском соборе Новгорода сохранились святительское и царское моленные места. Святительское место (Новгородский художественный музей) было исполнено в 1560 г. Над ним работали мастера "Иванъ Белозерецъ да Еутропей Стефановъ сынъ да Исакъ Яковлевъ сынъ". Известны и некоторые другие работы этих резчиков в Новгороде. Помимо архитектурных деталей, орнаментальной резьбы и обронных надписей исторического и богослужебного содержания, в верхней части "места" располагается рельефная композиция деисуса, а также фигуры избранных святых. Несомненно родство стиля и манеры резьбы рельефов из Русского музея и деисуса, представленного на святительском месте Софийского собора. Фигурка Богоматери – редчайший образец рельефа середины XVI в. Изилла Плешанова // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 317.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: