Александр Невский, святой благоверный великий князь
Александр Ярославич Невский (1221, Переславль-Залесский — 1263, Городец) — знаменитый русский полководец. Князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252, 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Почётное прозвище «Невский» получил за победу и личную храбрость в бою в Невской битве (1240) между новгородским и шведским войсками. 5 апреля 1242 разбил немецких рыцарей на Чудском озере (Ледовое побоище).
Проблемы иконографии князя разработаны довольно основательно (Шляпкин И. А. Иконография Святого Благоверного великого князя Александра Невского. Пг, 1915; Бегунов Ю. К. Иконография Святого Благоверного великого князя Александра Невского // Князь Александр Невский и его эпоха. Исследования и материалы. СПб, 1995. С. 172–176 и др.). Местное церковное празднование Александру Невскому в Рождественском монастыре Владимира, где он был погребен в 1263 году, установилось не ранее 1381 года, после освидетельствования его мощей митрополитом Киприаном. Тогда же был написан канон святому и первые его иконы. Поскольку Александр Невский первым из русских князей постригся перед смертью «во иноческий чин», то древнейшие его изображения, не дошедшие до нашего времени, очевидно, представляли его в монашеском облачении. Значительное число произведений XVI–XVII веков (иконы, фрески, шитые надгробные покровы) изображает святого Александра Невского в схиме. Эта древняя иконографическая традиция была удержана в иконописании старообрядцев и сохранялась даже в XIX столетии, несмотря на прямые запреты Синода, которые сопровождались разнообразными притеснениями, закрытием старообрядческих молелен, конфискациями икон и запрещениями писать иконы мастерам, приверженным «старой вере».
Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов причислили князя к общерусским святым, церковное празднование ему установилось повсеместно. Этому сопутствовало появление новых редакций Жития святого, увеличилось количество произведений изобразительного искусства, ему посвященных. Сохранились и образа, иллюстрирующие житие Александра, например икона начала XVII века из Входоиерусалимского придела церкви Покрова на Рву (собора Василия Блаженного). В то же время возникла и развивалась традиция изображения святого Александра в воинском облачении. В образе князя-воина его представляли в клеймах житийных икон, где изображались битвы (знаменитая икона середины XVI века «Церковь воинствующая»), в миниатюрах московского Лицевого свода. В середине — второй половине XVII столетия появились единоличные изображения благоверного князя в доспехах или княжеском одеянии и с атрибутами княжеского достоинства (фрески Благовещенского собора Московского Кремля, вологодского Софийского собора).
Начиная с Петровской эпохи почитание Александра Невского приняло государственный, даже «имперский» характер (не случайно в XVIII–XIX веках многие особы царствующего дома были крещены в его имя; нередко в честь Александра Невского освящались православные храмы при российских посольствах и миссиях за границей). При Петре Великом Александр Невский становится главным святым покровителем новой столицы. (Северная война и основание Петербурга рассматриваются как продолжение деяний великого князя, еще в XIII столетии прославившегося победами у невских берегов и в других северо-западных областях Руси).Перенесение святых мощей Александра из Владимира в петербургский Троицкий монастырь (впоследствии Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру) превратилось в грандиозное многомесячное действо. В нем участвовало несметное количество народа и духовенства по всем городам и весям, через которые несли огромный изукрашенный ковчег-раку (Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). М., 1998. С. 208–211). Прибытие святых мощей в Петербург 30 августа 1724 года было приурочено к третьей годовщине подписания победного Ништадтского мира со Швецией. С этих пор устанавливается новое церковное празднование святому Александру Невскому — перенесение мощей, наряду с прежде бывшим днем памяти — 23 ноября / 6 декабря.
К событиям 1724 года были составлены особые службы святому. Синод издал указ, повелевающий Александра Невского «в монашеской одежде никому отнюдь не писать», «а писать тот святого образ в одеждах великокняжеских» (Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. СПб, 1913. С. 265–268). В Шлиссельбурге, где ковчег с мощами хранился около года, с тем чтобы его въезд в Петербург совпал с днем празднования «виктории» над Швецией, с раки святого был совлечен шитый покров XVII века, на котором Александр Невский изображен в монашеских одеяниях, а также деревянная крышка раки с иконописным образом святого, исполненным в 1695 году. Вместо нее «подкреплен под оклад» образ, «писанный на тафте, в княжеской одежде», созданный живописцем Петербургской типографии Иваном Григорьевичем Одольским (Рункевич С. Г. Указ. соч. С. 169, 268; Древлехранилище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. 1712–1910. Краткая опись. СПб, 1910. С. 13. Ил. между с. 12 и 13). Очевидно, именно образ работы Одольского стал непосредственным источником нового обязательного для художников иконографического извода, так как надгробные святыни всегда играли важнейшую роль в сложении иконографического канона. Изображения прекрасного воина в доспехах, поверх которых наброшен багряный плащ или горностаевая мантия как символы верховной земной власти, распространились не только в иконописи, но и в исторической живописи XVIII–XIX веков. К этому иконографическому типу принадлежит икона из ГРМ. Сохранилось несколько памятников этого извода, очень близких друг другу по своим иконографическим и художественным особенностям. Они были созданы московскими иконописцами по заказу Троицкой Невской обители.
В образе великого князя представлен Александр Невский на иконе «Избранные святые», написанной в 1742 году московским иконописцем Егором Греком. Общая иконографическая программа этого памятника обусловлена задачей возвеличивания не только изображенных на иконе святых, но и самой идеи российской государственности, воплощенной в новой столице новой империи. Именно поэтому на иконе Вседержителю предстоят первоверховные апостолы Петр и Павел (прямая связь с Петром и Петербургом), Александр Невский как символ преемственности русской военной славы и русской святости и киевский князь Владимир, крестивший Русь и положивший начало ее истории как истории единого государства. Императрица Елизавета, как верная «дщерь Петрова», продолжила возвеличивание и прославление святого Александра. При ней разрастался и богател Троицкий монастырь. По ее инициативе была воздвигнута грандиозная серебряная гробница святого, в создании которой приняли участие множество русских и иноземных мастеров (Синай. С. 321–323. Кат. R-84). Новую драгоценную раку украсили многочисленными скульптурами, развернутыми рельефными сценами, иллюстрирующими важнейшие эпизоды жития святого, восхваляющими его стихотворными текстами. Возможно, это грандиозное начинание, выполненное в традициях и духе Нового времени и никак, казалось бы, не связанное с древней иконографией святого князя, послужило своего рода импульсом для появления таких произведений, как резаная из кости пластина, на которой изображен скачущий на коне в виду обнесенного стеной монастыря прекрасный всадник с поднятым мечом. Ирина Соловьева // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 96-97.