Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами
1793 (4?)
- Холст, масло. 197,5 х 313,5
- Ж-5051
Пост. в 1934 из Троицкого собора Александро-Невской лавры, Ленинград-
Сведения о реставрации:
Раскин В.Г. (конец 1970-х–1980-е) - Романова Н. Е. (2014)
- Период XVIII век
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
В числе других картин это произведение было написано по заказу Екатерины II и подарено ею Свято-Троицкому собору Александро-Невской Лавры в Петербурге в 1794 г.
В сражении на льду Чудского озера с немецкими рыцарями-крестоносцами 15 апреля 1242 (Ледовое побоище) русские войска во главе с Александром Невским одержали полную победу.
Великий князь Александр Невский (1220/1221 (?) – 1263)
Сын переяславль-залесского и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1236–1251 — князь новгородский, с 1252 — великий князь владимирский. Одержал победу над шведами в 1240 году (Невская битва) и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году (Ледовое побоище), приостановив католическую экспансию на Русь. В противостоянии с Западом опирался, в частности, на поддержку Золотой Орды, в отношении которой проводил осторожную и по-своему дальновидную политику подчинения. За этот, по сути, союз с монголо-татарами он нередко подвергался критике в историографии. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного на Соборе в 1547 году. Павел Климов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 66.
Состояние сохранности до реставрации:
Картина вернулась в музей в 2010 году после 20-летнего пребывания на временном хранении в Александро-Невской лавре. Главная проблема на момент поступления состояла в том, что за время бытования в действующем храме, вся поверхность покрылась плотным маслянистым слоем пыли и копоти. Изображение на картине просматривалось очень плохо, цвета не читались. Было решено сделать промывку живописи для удаления поверхностных загрязнений. Но в процессе работы на пробном участке стало понятно, что загрязнения и копоть настолько въелись в лаковую поверхность, что живописи необходима не промывка, а удаление верхних слоев лака вместе с грязью и копотью. Лак на картине лежал неравномерно, значительно более толстым слоем на темных участках, что нарушало единство авторской тональности.
Комплекс проведенных мероприятий:
Удаление слоев лака и загрязнений велось послойно. Поскольку в период бытования картина неоднократно покрывалась лаком, между лаковыми слоями также находились слои копоти, которые препятствовали дальнейшей работе с лаком. Необходимо было чередовать работу по утоньшению лака с удалением стойких межлаковых загрязнений. Красочный слой на картине на отдельных участках поражен сседаниями – мелкими жесткими грядками, живопись также местами фактурная. Поэтому после удаления основного слоя желтого лака и слоев загрязнений была проведена довыборка остатков лака по рельефу грядок и по фактуре живописи. После удаления всех поздних наслоений картине возвращен авторский колорит, она заняла достойное место в постоянной экспозиции в залах музея.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 94-95.