Чехов и его герои
В подборке, подготовленной к 165-летию А.П.Чехова (1860-1904) собраны портреты великого русского писателя и иллюстрации к его произведениям из собрания Русского музея. Самая известная - серия рисунков Кукрыниксов к рассказу "Дама с собачкой", созданных знаменитыми советскими карикатуристами М.В.Куприяновым, П.Н.Крыловым и Н.А.Соколовым в 1945 году. По этим рисункам в 1946 году гравером А.Н.Павловым были выполнены ксилографии, которые также хранятся в Русском музее. В 1931 году были изданы "Избранные произведения" А.П.Чехова с рисунками В.М.Конашевича, выполненными тушью и пером. Также тушью сделан цикл иллюстраций В.В.Лебедева к рассказам Чехова, выполненный в 1945 году. Серия литографий А.Л.Каплана к рассказу "Человек в футляре" была создана в 1946 году. А. А. Пластов выполнил серию гуашей к рассказам Чехова в 1954 году, а в 1958 году в издательстве "Гослитиздат" был выпущен сборник "Пестрые рассказы" с рисунками Д.А.Дубинского.
В цифровом альбоме "ЧЕХОВ И ЕГО ГЕРОИ" можно просмотреть опубликованные произведения в увеличенном размере.
В 1940—1941 и в 1945—1946 годах Кукрыниксы работали над циклом иллюстраций к рассказам А.П.Чехова, который состоит из тридцати рисунков к разным рассказам, написанным писателем с 1883 по 1903 год, и из более чем сорока иллюстраций к рассказу «Дама с собачкой». В Русском музее хранится значительная часть иллюстраций к этому рассказу. За иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой и за прежние иллюстрации к рассказам Чехова, по совокупности, художникам в 1947 году была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
Исследованию этих иллюстраций посвящена статья В.Р.Герценберг*. Приводим несколько цитат из этой статьи:
Иллюстрации к рассказу «Дама с собачкой» были начаты Кукрыниксами в последний год войны по заказу Гос. издательства художественной литературы для отдельного издания этого рассказа в серии «Русская классическая литература». Книга вышла в 1948 году с гравюрами А.Н. Павлова по рисункам Кукрыниксов.<...> В.Р. Герценберг. Иллюстрации художников Кукрыниксы к рассказам А.П. Чехова
«Дама с собачкой» — этот сравнительно небольшой по объему рассказ — изданный с иллюстрациями Кукрыниксов, был насыщен рисунками, сопровождавшими каждую страницу текста. Созданные художниками образы, тесно связанные со всем содержанием и характером литературного произведения, помогали читателям проникнуть в поэтический строй чеховского рассказа и лучше и глубже понять его творчество. <...>
Легче всего было художникам воссоздать в иллюстрациях чеховскую пейзажную среду. И Крылов, и Куприянов, и Соколов, каждый в отдельности — замечательные лирики-пейзажисты и тут-то в разработке чеховского пейзажа — раздолье их собственному таланту. Соединив свой индивидуальный опыт, они дали ряд разнообразнейших, запоминающихся картин природы — знойной, осенней и зимней, ночью и в полдень; все их пейзажи глубоко национальны и все неизменно соотнесены с основной идеей рассказа и активно участвуют в ее раскрытии. Манера использования техники черной акварели, которой выполнены рисунки, придает пейзажам лирическую мягкость, лишенную, впрочем, какой бы то ни было слащавости. <...>
Пейзаж у художников играет первейшую роль в характеристике героев. <...>
Подобно Чехову, Кукрыниксы характеризуют людей и вещи несколькими меткими, типичными чертами, в которых обнаруживается их острая наблюдательность. Мимолетность восприятия у Чехова — кажущаяся; она основана на глубоком наблюдении писателем не только внешних проявлений жизни, а сути человеческих отношений, сути «проклятых вопросов». Выражает же Чехов свои глубокие наблюдения в удивительно простой, ясной, почти беглой форме.
В легких, прозрачных рисунках с их чередованием силуэтов и больших пейзажных пространств, где белая бумага по воле мастеров обращается то в плотную пелену снега, то в залитую солнцем набережную, художники доносят до нас чистоту и ясность чеховского стиля. Жесты и движения персонажей скупы, все очень просто; драматизм переживаний и чувств скрыт за повседневными поступками. <...>
Для воссоздания подлинного исторического характера эпохи художники делают зарисовки сохранившихся от начала века зданий; а одежду тех лет восстанавливают по фотографиям с костюмов первых чеховских постановок во МХАТ'е. Но, несмотря на такое скрупулезное собирание материала, Кукрыниксы, в соответствии с творческими заветами Чехова, при всем обилии рисунков и изображенных моментов не вводят ничего излишнего; фигурируют только те детали, которые оказывают какое-либо влияние на развитие действия или на психологическое состояние изображенных людей.<...>
Оттенив в ряде рисунков горькую насмешку Чехова над противоречиями жизни, Кукрыниксы вместе с тем, всем лирически-чистым и гармоническим строем своих иллюстраций показывают, что Чехов верит в естественное стремление человека «жить лучше» и «быть лучше», мечтает о том, что сольется воедино и осуществится в будущем это стремление. Чехов Кукрыниксов, — наш Чехов, своим рассказом зовет искать выход из этого существования, зовет к другой, лучшей жизни. Так трактовка эпохи и истолкование писателя в этих прекрасных иллюстрациях Кукрыниксов логически довершают интерпретацию литературного произведения.
«Дама с собачкой» стала вершиной в иллюстрировании Чехова Кукрыниксами.