Зосима и Савватий Соловецкие, преподобные
Предподобные Зосима и Савватий Соловецкие — основатели Соловецкого монастыря, наиболее почитаемые северо-русские святые. Первым поселился на Соловецком острове Савватий, о раннем периоде жизни которого сохранилось мало сведений. Известно, что он принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре под Вологдой, откуда, с благословения игумена, удалился на Ладожское озеро, в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. С Валаама он перебрался в местечко Сорока на реке Выг, где от местных жителей узнал о большом Соловецком острове в Белом море. Встреча с иноком Германом определила дальнейшую судьбу Савватия: в 1429 году они вместе отправились на лодке к необитаемому острову и через три дня достигли его. Савватий с Германом прожили на острове несколько лет. В предчувствии своей кончины Савватий вернулся на материк, где, получив последнее причастие от игумена Нафанаила, преставился 27 сентября 1435 года. С именем преподобного Савватия связывают начало монашеской жизни на Соловецком острове.
Дело Савватия продолжил Зосима, будущий игумен соловецкой обители, основатель иноческого жития на Соловках. Зосима родился в селе Толвуе близ Онежского озера. После смерти родителей он раздал имущество и принял постриг в Палеостровском монастыре. В поисках уединенного места он дошел до побережья Белого моря, где в устье реки Сумы встретился с Германом. Узнав от старца о преподобном Савватии, Зосима пожелал стать «наследником» преподобного. Около 1436 года вместе с Германом он прибыл на Соловки. Отшельники возвели келью (шалаш), начали возделывать и засеивать земли. Из Жития известно, что наутро после прибытия на остров Зосиме было видение прекрасной церкви «на воздухе» — чудесное знамение основания на Соловках монашеской обители.
Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня на том самом месте, где когда-то имел чудесное видение. По его просьбе из Новгорода на Соловки был прислан игумен. Однако ни он, ни его преемники — Феодосий и Иона — не выдержали трудностей островной жизни. После них по просьбе братии настоятелем Соловецкого монастыря был назначен Зосима. Под его руководством обитель продолжала строиться. В 1465 году на Соловецкий остров были перенесены с материка мощи преподобного Савватия. Первой иконой преподобного Савватия был образ, заказанный неким купцом Иоанном, получившим благословение от преподобного незадолго до его кончины. Икона была привезена в Соловецкий монастырь из Новгорода вместе с богатыми дарами вскоре после перенесения мощей святого. Преподобный Зосима дожил до глубокой старости и скончался 17 апреля 1478 года. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь. Святым установили общую память 8 августа.
Первым образом преподобного Зосимы была икона, написанная в 1478 году его учеником Досифеем. Ко времени перенесения мощей чудотворцев был написан их парный образ. На иконе (ныне — в ГИКМЗ «Московский Кремль») Зосима и Савватий представлены в молитвенном предстоянии благословляющему Спасу. На основе этой композиции происходило дальнейшее формирование иконографии соловецких чудотворцев. Их могли изображать со свитками в руках или представлять на фоне обители в молении к Спасу Вседержителю, держащими в руках Соловецкий монастырь. Большое распространение получили житийные иконы соловецких святых.
Житие Зосимы и Савватия создавалось поэтапно. В его составлении принимал участие сподвижник святых монах Герман, рассказы которого записал игумен Досифей — основатель Соловецкой библиотеки. Литературную обработку собранных Досифеем материалов сделал в 1503 году искусный книжник, бывший митрополит Киевский Спиридон-Савва. Заканчивали Житие, украшая его «словесными красотами», крупнейшие писатели XVI века — сербский книжник Аникита Лев Филолог и Максим Грек. Эти тексты составили литературную основу житийных икон преподобных. Алевтина Мальцева. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие // Электронный каталог «Святые земли русской». СПб. 2010. С. 193.