Коллекция онлайн

Середина XVII века, Сольвычегодск

Савватий Соловецкий. Покров

1660


Произведение было создано за год до покрова Зосимы — в 1660 году и вложено в монастырь Дмитрием Андреевичем Строгановым и его детьми — Григорием и Пелагеей.

Традиция создания лицевых покровов получила широкое распространение на Руси и была обусловлена культом святых мощей. Наименование «покров», наиболее часто применяемое к этим произведениям, указывало на способ их размещения в пространстве храма: на гробнице святого. Иконография покровов оставалась традиционной, не менялась на протяжении веков: святые изображались в рост, фронтально, с открытыми глазами, с Евангелием или свитком в руках, в зависимости от чина, облаченными, согласно сану, в святительские или монашеские одежды, в окружении молитвенной надписи.

В 1650–1660-е годы в мастерской Анны Ивановны Строгановой в Сольвычегодске создаются целые серии пелен, среди которых были два драгоценных вклада к ракам Савватия и Зосимы Соловецких.

Иконография рассматриваемых памятников традиционна, в художественном и техническом отношении они абсолютно идентичны. Возможно, покровы создавались по одной прориси. Описание личного шитья может служить образцом для определения характера и стиля строгановских произведений этого периода в целом.

Шитье исполнено преимущественно золотом и серебром «в прикреп» и сканью, очень тонким, правильным стежком, личное шито шелком серого оттенка «атласным» швом перевитой шелковой ниточкой. Не отступая от схемы, мастерица аккуратнейшим образом строит форму, обозначает тени, заполняя фон золотным орнаментом. Орнамент составлен из крупных цветов, плотно окутывающих фоны покровов, и имитирует узор атлабаса (тяжелой шелковой ткани с узором). Единственным, возможно намеренным, изменением в общей строгой системе стало использование контурных нитей в орнаменте, чередующихся по цвету ― зеленых и малиновых. Наряду с высочайшим профессионализмом, в этих произведениях намечаются механистичность, повторяемость стежков, избыточность изысков в «прикрепах».

Середина XVII века для строгановского лицевого шитья — время расцвета, наивысшего развития художественного и технического мастерства, однако рассматриваемые памятники утрачивают ту интимность и духовность, которая отличала более ранние работы строгановских вышивальщиц. Перед нами роскошные шитые произведения, превзошедшие в роскоши драгоценные оклады, но утратившие теплоту творчества.

В Соловецкий монастырь оба покрова были вложены одновременно, в монастырской описи была обозначена цена подношения: « рублев». Помимо этого, Дмитрий Андреевич вложил значительное количество драгоценных шитых пелен и палицу. Отметим, что во вкладных надписях не упомянута сама вышивальщица и жена Дмитрия Андреевича — Анна Ивановна Строганова.

Памятник отличается тщательностью исполнения и виртуозностью техники. Оба покрова украшены орнаментами, типичными для строгановских мастерских.

О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 29.

Зосима и Савватий Соловецкие

Савватий первым вместе с иноком Германом в 1429 году поселяется на пустынном Соловецком острове, который был „удобнейшим местом для подвигов безмолвия и иноческого уединения“. После смерти Савватия в 1435 году (в местечке Сорока на реке Выг) его дело продолжил Зосима. Встретившись с Германом, он отправился на Соловки, где построил церковь Преображения, небольшую трапезную и кельи. Монастырь стал разрастаться. Вскоре Зосима был назначен игуменом монастыря, который впоследствии стал одним из крупнейших и богатейших на Севере, игравших большую роль в защите северных рубежей Руси.

Зосима умер в 1478 году. В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Мощи преподобного Савватия были перенесены в Соловецкий монастырь в 1465 году при игумене Зосиме и положены в землю за алтарём Успенского собора, где находились до 1566 года. В этом году, 8 августа, они вместе с мощами преподобного Зосимы были перенесены в придел Спасо-Преображенского собора, устроенный во имя этих соловецких святых.

Память преподобного Савватия отмечается 27 сентября/10 октября, Зосимы – 17/30 апреля.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: