Коллекция Государственного Русского музея

Амвон

1533


Амвон новгородского Софийского собора 1533 года  является подлинным шедевром резьбы по дереву эпохи архиепископа Макария и единственным, сохранившимся из числа подобных древнерусских памятников средневековой пластики. Традиция использования амвона в богослужебной практике восходит к раннему Средневековью. Амвоном в Восточной Церкви именовалась возвышенная платформа в храме, предназначенная для чтения Св. Писания, произнесения проповеди и литургического пения, коронации императора. Согласно символическому толкованию христианского храма, амвон обозначал «камень у св. Гроба, на котором, отвалив его от входа, воссел ангел..., возвещая мироносицам воскресение Господа». Этому толкованию отвечал декор византийских памятников: изображение креста, хризмы, павлина, виноградной лозы. Воздвижению Креста на Голгофе соответствует воздвижение креста на амвоне. Вместе с принятием христианства Русь получила от Византии уже сложившийся церковный обряд, связанный с ним. Нахождение на амвоне уподоблялось ангельскому служению и требовало от восходящих особого духовного состояния. Идея духовного восхождения к идеальному Граду, Храму, Небесному Иерусалиму, и возвышенного служения — центральная тема эстетического и символического замысла софийского амвона.

Новгородский амвон представляет собой круглое в плане архитектурное сооружение. В трех верхних ярусах первоначально располагались иконы с изображениями святых. Нижний ярус-основание образуют фигуры, размещенные по кругу. Роскошь орнаментального убора верхних ярусов амвона гармонирует с живописно-пластическим совершенством нижнего регистра, в котором, возможно, находились образы святых.

Скульптура новгородского амвона — это целый художественный ансамбль в составе двенадцати резных фигур (сохранилось одиннадцать). В числе участников создания резного амвона ‒ «анбонный мастер» Григорий. Архитектурная композиция амвона замкнута в круг. Скульптура размещается по окружности цоколя. Пропорции изображений чуть вытянуты. 

Каждая отдельная фигура помещается в ограниченное пространство между двумя колонками, которые становятся для нее условной рамой или киотом. Лики всех фигур решены в условно-иконной манере, мастер очерчивает рот, глаза овальной формы, морщины на лбу или под глазами. В выражении лиц преобладает отстраненность, что соответствует великой сакральной значимости несомой на руках святыни. Почти на всех фигурах надеты плащи, завязанные узлом, скрепленные пряжками или перекинутые через плечо. Именно в деталях, в графике развивающихся складок мастер легко отступает от жесткой схемы, и его ремесло становится подлинным искусством. Силуэтность, ритмическая монотонность — черты, определяющие художественное своеобразие скульптуры. Звонкие цвета (розовый, светло-зеленый, желтый), активное использование пробелов, яркие орнаменты одеяний свидетельствуют о том, каким нарядным был памятник в своем первоначальном виде.

С окончанием средневекового периода, в конце XVII — начале XVIII века строительство стационарных амвонов на Руси прекратилось.

Памятник был найден в середине XIX века на хорах Софийского собора. В 1860 поступил в Императорскую Академию художеств, в 1897 передан в собрание Русского музея.

Размер фигур:
1) 89 × 43 × 12,5; 2) 89 × 41 × 12,5; 3) 89 × 35,5 × 12,5; 4) 89 × 34,5 × 12,5;
5) 89 × 35,5 × 12,5; 6) 89 × 41 × 12,5; 7) 89 × 37 × 12,5; 8) 89 × 29 × 12,5;
9) 89 × 42 × 12,5; 10) 89 × 39 × 12,5

Комплексная реставрация выполнена в 2013–2016 гг. в секторе реставрации резных икон и деревянной скульптуры ГРМ. Реставрационная группа: В. Я. Чмеленко, Ж.А. Максименко, А. В. Кондратьева, В. В. Копяков, К. С. Чарыкова, Н. С. Туркин.

 


 

Лекция "Амвон в цифрах. Символика образов". О.В.Клюканова

 

Лекция "Амвон как наследие святителя Макария. Открытия - реставрации - консервации". Ж.А.Максименко, К.С.Чарыкова

 

ЧАРЫКОВА Карина Сергеевна, КЛЮКАНОВА Ольга Витальева, ЧМЕЛЕНКО Виктор Яковлевич, МИХАЙЛОВА Зинаида Владимировна. Накладные детали новгородского софийского амвона (1533 г.) из собрания ГИМ (Москва)   (доклад на конференции "Нерадовские чтения - 2022)

 

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Ослаблена конструкция каркаса памятника. На отдельных деталях утрачены крупные фрагменты резьбы, некоторые детали утрачены полностью. Многочисленные трещины, отщепы, расколы, выбоины, сучки, гвоздевые отверстия, утраты древесины. Старые заклейки из плотной задубевшей бумаги. Отслоения, вздутия грунта с красочным слоем. Неравномерный слой потемневшей олифы и поздние записи на деталях с росписью. Многочисленные слои поновительской бронзовой краски на резных деталях. Многочисленные царапины, потертости и плотные слои саже-пылевых загрязнений на всех поверхностях памятника.

Комплекс проведенных мероприятий:

Перед началом реставрационного процесса были выполнены обмеры, проведено комплексное технологическое исследование памятника: анализ древесины, физико-оптические исследования, химический анализ грунта и пигментов. После проведения всех необходимых исследований памятник был разобран для проведения подетальной реставрации.

Деревянные детали очищены от загрязнений и укреплены пропитками. Выполнены склейки многочисленных расколотых элементов. Проведена консервация трещин, сучков, выбоин, гвоздевых отверстий. Удалены старые заклейки. Укреплены грунт и красочный слой на деталях с росписью. Утоньшен и выровнен слой потемневшей олифы. Удалены поздние записи. Удалены многочисленные поновительские слои бронзовой краски со всех резных деталей, в результате чего открылись сохранившиеся фрагменты позолоты XVI века. Работа велась под микроскопом. Некоторые объемные декоративные детали и утраченные фрагменты резьбы восполнены по прямым аналогиям с соблюдением основных реставрационных принципов. Выполнены необходимые тонировки. Все поверхности деталей амвона покрыты защитным слоем реставрационного лака. Укреплена конструкция каркаса памятника. Памятник собран и приведен в экспозиционный вид.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 280-281.

     
     

    

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Амвон
Год создания: 2017 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 28:43

Фильм посвящен одному музейному предмету уникальному, единственному в своем роде во всем мире – деревянному Амвону из Новгородского Собора времени святителя Макария, а раньше бы сказали времени Ивана Грозного.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: