Коллекция онлайн


Кружка «Зарядка»

Дмитровский фарфоровый завод (белье), Ленинградский государственный художественно-промышленный техникум (роспись). Начало 1930-х


Спортивно-физкультурные мотивы, ранее не вызывавшие пристального внимания художников, начиная с 1920–1930-х годов были идеологически востребованы и заняли значительное место в тематической структуре советского фарфора. Первые изображения спортсменов появились в массовой скульптуре, агитировавшей молодежь за здоровый образ жизни и активные занятия физической культурой. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 19.

Примечательно, что пересечение авангарда, получившего широкое распространение в это же время, и темы физической культуры, более тяготевшей к реалистической изобразительности, в области керамики дало относительно мало произведений. Так, в чернильном приборе Натальи Данько «Физкультурницы» видны намеки на супрематические поиски Казимира Малевича и Николая Суетина, а в ее же курительном приборе «Курильщик и спортсмен», как и в карандашнице «Физкультурник» Елизаветы Трипольской,— влияние памятника III Коммунистического интернационала Владимира Татлина. Ряд работ учеников Ленинградского государственного художественно-промышленного техникума (бывшая школа ИОПХ) и произведений бронницкой фабрики «Пролетарий» перекликается с конструктивистскими коллажами Лазаря Лисицкого и Густава Клуциса, а в кружке «Зарядка» неизвестного автора, созданной в начале 1930-х, видна прямая отсылка к проектам спортивных костюмов Варвары Степановой (1924). Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 12.

В связи с работами ЛГХПТ (Ленинградского государственного художественно-промышленного техникума) и фабрики «Пролетарий» нужно отметить и широкое использование в искусстве керамики 1920–1930-х годов механических техник декора (роспись аэрографом по трафарету, цветная печать), менее сложных, по сравнению с ручной росписью, и позволявших значительно увеличить объем производства. Техника аэрографии также нашла применение в ранних произведениях Дмитровской и Дулёвской фабрик, ориентированных на выпуск массовой продукции, в отличие от ГФЗ–ЛФЗ, произведения которого тиражировались небольшими сериями. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 12-13.

Марка красно-коричневая надглазурная: монограмма «ЛГХПТ».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: