Коллекция онлайн

1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Морской царь

Горельеф. 1899


Впечатления от любимой музыки Николая Римского-Корсакова, так же как и от весенней сказки «Снегурочка» Александра Островского, старинной былины о Садко Врубель претворил в полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка». Полуфигуры «Девушка в венке (Снегурочка)», «Весна», «Царь Берендей», «Морская царевна (Волхова)», «Садко», «Морской царь», порой существующие в нескольких вариантах, разнятся друг от друга колоритом. Благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и «неправильно» покрывающей поверхность, скульптуры обретают дополнительные черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Гениальный мастер Михаил Врубель // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С. 11.

Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Существующие в нескольких вариантах, произведения разнятся колоритом и особенностями поливы. Рассчитанные на существование в интерьере, они архитектоничны, то остры, то мягки или плавны по очертаниям. Исполненные лиризма и мужественности образы благодаря многоцветной поливе, часто прихотливо и „неправильно“ покрывающей поверхность фигур, обретают дополнительной черты тонкой одухотворенности и сказочной фееричности. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.

Выставлялся на выставке „Мир искусства“ и в московской галерее Лемерсье в 1915 году. / Елена Иванова, Леонид Матвеев // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 297

В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А.  Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора. Среди них и "Морской царь" – персонаж оперы "Садко". Будто из морской пучины проглядывает голова владыки водной стихии. Выражение "античного Посейдона" полно нежности и печали расставания со своей дочерью Волховой. Подвижность импрессионистской лепки позволила Врубелю найти такое декоративное решение, в котором  выразилась атмосфера былинного сюжета, его музыкальность. Во многом благодаря этому скульптурная сюита органично вписывается в интерьеры стиля модерн. Экспонировался на выставке "Мир искусства" и в московской галерее Лемерсье в 1915 году.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: