Царские врата
XIX в.
- Дерево, грунт, мастика, позолота, красочный слой, холст, масло, резьба, формовка, золочение, окраска. 218 × 125
- ОПИ/Д-10/а,б
Пост. в 1953 через Музейный фонд-
Сведения о реставрации:
Илюхина М. М., Маслова Т. В., Тимофеева О.В. (2013)
Состояние сохранности до реставрации:
Живописные клейма и обрамляющие их многочисленные фрагменты накладного лепного декора (калевок) демонтированы для проведения мероприятий по реставрации живописи.
Многочисленные мелкие утраты элементов резьбы. Фрагменты резьбы в свободном состоянии. Обширные повреждения древесины жуком-точильщиком на нижней рейке левой створки и базе правой створки. Многочисленные отслоения и расслоения золоченого грунта на лицевой стороне, часть под профилактическими заклейками. Многочисленные отслоения, вздутия, грядки и утраты красочного слоя на тыльной стороне. Многочисленные мелкие утраты золочёного грунта. Стойкие поверхностные загрязнения, особенно плотные в углублениях рельефа. Пятна окислов на изменившихся в цвете поздних обширных поновлениях поталью. Потертости металлизированного покрытия. Значительные участки бронзированных поновлений в верхней части.
Многие фрагменты калевок деформированы, частично утрачены, имеют стойкие поверхностных загрязнений.
Комплекс проведенных мероприятий:
Удалены профилактические заклейки. Выполнено укрепление расслоений и отслоений металлизированного грунта. Удалены стойкие поверхностные загрязнения. Ослаблены пятна окислов от изменившейся в цвете поновительской потали, удалены бронзированные поновления. Фрагменты резьбы монтированы по месту. Выполнено укрепление древесины, поврежденной жуком-точильщиком. Летные отверстия заполнены. Выполнено подведение реставрационного левкаса в местах утрат и обработка его по форме. Утраты резного декора восполнены по сохранившимся аналогиям в технике мастичной отливки.
Многочисленные потертости золоченого покрытия, а также реставрационные восполнения – тонированы акварелью.
Неоднократно поновлявшийся красочные слой на тыльной стороне законсервирован сплошной профилактической заклейкой.
Живописные клейма монтированы по месту, зазоры заполнены пробковыми вставками и тонированы акварелью в цвет живописи. Изменившаяся после реставрации высота живописных клейм не позволила установить калевки по месту. С калевок удалены стойкие поверхностные загрязнения. Утраты восполнены по аналогиям. Калевки смонтированы по форме клейм и переданы для хранения в отдел декоративно-прикладного искусства.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 337.