Коллекция онлайн

1892, Тифлис – 1942, Ирбит
1918, Петроград - 2005, Санкт-Петербург

Группа «Папанинцы»

Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова (г. Ленинград). 1937


6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие первой советской дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Основной задачей экспедиции было исследование метеорологических условий, морских течений и льдов в самом центре Арктики. Участники экспедиции и оборудование были доставлены в район Северного полюса на самолетах. На специально выбранной для этого льдине были установлены палатки для жизни и работы, две радиостанции, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца и сооруженные изо льда склады.

В соста­ве экспедиции под руководством Ивана Дмитриевича Папанина (1894–1986) были гидробиолог Петр Петрович Ширшов (1905–1953), метеоролог-геофизик Евгений Константинович Федоров (1910–1981) и радист Эрнст Теодорович Кренкель (1903–1971). 9 месяцев работы, наблюдений и исследований станции «Северный полюс» завершились, когда в Гренландском море льдина, на которой располагался лагерь папанинцев, разрушилась, и ученым пришлось свернуть свою деятельность. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман». 15 марта папанинцы были доставлены в Ленинград. Всем участникам экспедиции были присвоены ученые степени и звания Героев Советского Союза. С героического дрейфа папанинцев началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути. К берегам Антарктиды и Арктики». СПб, 2019. С. 50.

 

Образ полярной собаки, спасавшей жизнь отважным исследователям Арктики, начиная с 1930-х годов стал символом не только верности и героизма, но и привнес «теплоту» в северную эпопею. О том, что без собачьих упряжек невозможно освоение Севера, давно было известно и полярным исследователям, и писателям-фантастам. Но благодаря псу Веселому, дрейфовавшему на льдине вместе с легендарными папанинцами в 1937–1938 годах, этот образ персонифицируется. <…>

Папанинцев вместе с Веселым сняли с льдины 19 февраля 1938 года ледоколами «Таймыр» и «Мурман». За их спасением следила вся страна. По возвращении участникам экспедиции присвоили ученые степени докторов наук и звания Героев Советского Союза.

И, конечно, все интересовались судьбой пса, которого успели полюбить, благодаря рассказам о его героических поступках и хитроумных проделках во время дрейфа, о том, как он предупредил лагерь о приближении медведицы с медвежатами, или о том, как он умудрялся без приглашения пробираться в «холодильник», чтобы угоститься мясом. К концу дрейфа папанинцев засыпали «собачьими телеграммами», по выражению радиста Кренкеля. Все интересовались, какова судьба Веселого. Папанин признавался, что когда брал пса, то не задумывался над тем, что будет с ним по окончании экспедиции. И в ответ на очередной вопрос пионеров сказал, что отдаст Веселого в зоопарк. Папанина засыпали потоком возмущенных телеграмм, в которых спрашивали, как это возможно посадить пса, служившего верой и правдой, в клетку, и просили отдать собаку в их родной город или деревню, где о нем будут неустанно заботиться. Веселый доживал свой век на ближней даче Сталина в Кунцеве. «Пятый папанинец» стал любимым персонажем книг, посвященных экспедиции. В его честь сочинили песню (музыка: М. Красев; слова: М. Клоков), которую любили советские дети:

Плыли, плыли ледоколы,
Переплыли океан.
Ехал, ехал пес Веселый
Из полярных дальних стран.

Проделки знаменитой собаки с удовольствием иллюстрировали художники. Скульптор Наталья Данько сделала на ЛФЗ две фарфоровые композиции. «Папанинцы» (1937) — узнаваемый групповой портрет четырех полярников и черно-белой лайки, в идеологическом порыве объединившихся под красным знаменем с профилем Сталина. Взгляд Веселого, так же как и у его товарищей, серьезен и устремлен вдаль. Олеся Туркина. Героические собаки: от собаки Павлова до советских космических собак // Жизнь замечательных собак. СПб. С. 270

 

Работа «Папанинцы» (1938), стала важной вехой в советском фарфоре. Она увековечила подвиг участников первой советской дрейфующей станции «Северный полюс-1»: Ивана Папанина, Эрнста Кренкеля, Евгения Фёдорова и Петра Ширшова. Эти исследователи в 1937–1938 годах совершили первый в мире дрейф на льдине через Северный Ледовитый океан.

В этой многофигурной композиции Данько с поразительной точностью передала не только портретное сходство каждого участника экспедиции, но и суровую романтику их подвига. Художница мастерски использовала выразительные возможности фарфора, создав динамичную сцену, где каждый герой-исследователь обладает своим уникальным характером. Волевой Папанин, интеллигентный Кренкель, сосредоточенный Фёдоров и энергичный Ширшов оживают на фарфоре благодаря тонкому чувству формы и детализации. Особое внимание Данько уделила деталям арктического снаряжения: меховым комбинезонам, радиоаппаратуре и измерительным приборам. Благодаря этому «Папанинцы» становятся ценным историческим документом своей эпохи.

Скульптурная группа была создана в период всеобщего восхищения подвигом папанинцев и отражает важный этап в советском искусстве 1930-х годов. В это время героями произведений становились не только революционеры или рабочие, но и учёные, исследователи. Данько удалось избежать излишнего пафоса, создав живой и достоверный образ научного братства, противостоящего суровой природе.

«Папанинцы» — это важный исторический памятник, запечатлевший триумф советской науки и мужества. Он показывает, что даже в таком «камерном» материале, как фарфор, можно создавать произведения, имеющие большое общественное значение.

Источник: онлайн-аннотации к выставке «Жизнь замечательных собак» https://education.rusmuseumpro.ru/sobaka_15  

Лайки в искусстве


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: