Чашка (получашка)
Форма К. С. Малевича. По эскизу Н. Суетина исполнена в 1928 В. Ф. Рукавишниковой. 1923
- Фарфор, роспись надглазурная. 6,1 х 11 х 5,3
- СФ-517
Пост. в 1956 от В. Ф. Рукавишниковой (Ленинград)
- Период Первая половина XX века
- Поделиться
Судя по всему, одну из первых росписей на фарфоре Суетин исполнил на «получашке» Малевича. На округлой (лицевой) стороне горизонтальные ряды из красных и черных разновеликих прямоугольников образуют плотное, довольно крупное геометрическое построение. Оно перекликается со станковыми (живописными и графическими) композициями.
В живописи по фарфору нельзя не учитывать трехмерный объем вещи. В витебские годы, украшая праздничные трибуны, художник имел дело с простейшими кубическими формами, у которых расписывалась только передняя плоскость.
«Получашка» Малевича являет собой сложный объем, построенный по принципу «динамического покоя», резкого столкновения округлой и прямоугольной сторон. На округлой стенке движение супрематической фигуры развивается по вертикали и горизонтали, что удерживает ее на форме, не дает уйти за пределы объема. И только крохотная диагональная полоска внизу, отлетая в сторону, создает иллюзию полета в бесконечное.
С оборотной стороны живопись сориентирована на квадратный выступ — пластическую деталь, которой Малевич усложнил плоскую форму. Вписанная в квадрат композиция получила направление по диагонали, отчего движение всей конструкции воспринимается более энергичным. В этом варианте росписи контрастнее сопоставлены и отдельные элементы. При общности супрематических мотивов и цветового решения каждая композиция живет своей автономной жизнью, как и плоскости, на которые они нанесены.
Черным: супрематизм рис. Суетина; черный в рамке квадрат (знак УНОВИСа) ГФЗ, без марки.
Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Русского музея, СПб, 1998. С. 154.