Фигура «У реки. Купальщица»
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Модель — 1958. 1959
- Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 21 х 7,5 х 7,5
- СФ-815
- Период Вторая половина XX – XXI вв.
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
В 1940–1950-е годы физическая культура и спорт прочно вошли в быт людей, перестали восприниматься как примета нового уклада жизни. Послевоенный период был отмечен большими успехами советского спорта на международном уровне. В 1952 году спортсмены Советского Союза впервые стали не просто участниками, но и триумфаторами XV Олимпийских игр, которые проводились в Хельсинки (Финляндия). Значительные достижения в этой области по-прежнему вдохновляли художников на создание множества оригинальных произведений. На заводе имени М. В. Ломоносова интерес к спортивной тематике проявили, прежде всего, скульпторы. Большое количество моделей было внедрено в массовое производство. Самыми популярными стали образы фигуристок, купальщиц, гимнасток, лыжников и футболистов, которые создавались художниками завода Софьей Велиховой, Галиной Столбовой, Ефимом Гендельманом, Василием Стамовым и некоторыми другими приглашенными мастерами станковой скульптуры, членами Союза художников СССР. Наталья Щетинина. Ода спорту // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 22.
В искусстве послевоенных лет спортивная тематика уже не звучала так бравурно и футуристично. Изнуренный опустошительной войной народ желал не новых достижений, а мирного неба над головой. Впереди была кропотливая работа по восстановлению страны, нужно было осмыслить и пережить потери, осознать, как и куда двигаться дальше. Пафосные сюжеты уступают место камерным зарисовкам, в которых спорт — скорее мирный досуг свободных граждан, а не подготовка к суровым испытаниям. Целые серии некрупных жанровых рисунков охватывают значительный пласт послевоенной спортивной жизни, изучая ее под новым углом. Егор Могилевский. «Молодежь — на стадионы!» // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 7-8.
В этот период ряд скульпторов (Ефим Гендельман, Евгения Гатилова, Ольга Таёжная, Маргарита Пермяк) обращается к нейтральному образу пловчих и купальщиц. Такая тематика могла быть обусловлена ужасами недавно закончившейся войны и в то же время являлась реакцией на жесткие рамки сталинского классицизма. В связи с фигурой «У реки. Купальщица» Гендельмана нужно отметить одну особенность искусства керамики, когда у произведения одновременно может быть два-три, а то и более авторов (автор модели — скульптор-формовщик — автор росписи — исполнитель росписи). Так, композиция «У реки» известна, по крайней мере, в трех вариантах росписи, исполненных Елизаветой Лупановой, два из которых тиражировались Ленинградским фарфоровым заводом. Леонид Матвеев. Спорт в советской керамике // Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 16.
Тиражировавшаяся в разных вариантах росписи фигура экспонировалась на Осенней выставке произведений ленинградских художников (Ленинград, 1960) и Выставке новых образцов изделий художественной промышленности (Москва, 1961) (Евсеева 1985. С. 20). Спорт в советском фарфоре, графике, скульптуре. СПб, 2018. С. 204.
Без марки; на обороте черная надглазурная надпись от руки: ск. Гендельман росп. Лупановой.