Коллекция онлайн

1897, п. Мятлевская (Калужская губерния) –1954, Ленинград

Блюдо «Супрематизм»

1923


В росписях первой половины 20-х годов художник использует преимущественно мотивы и пластические образы прежних лет. Так, композиция с оранжевым диском на большом блюде 1923 года вызывает в памяти эскиз росписи стены (Витебск, 1920). Изображение исполнено на старом блюде, широкий борт которого был покрыт кобальтом. Приняв синее крытье как данность, художник обыгрывает его для усиления иллюзии развевающегося пространства. Это рама люкарны – круглого окна, обращенного в бесконечное, где движется огненная планета, а вокруг – геометрические тела, оставляющие след в виде дугообразных полос. По отношению к витебскому эскизу композиция на блюде воспринимается как начальная стадия интеграции геометрических форм в супрематическое целое, каким оно предстает в проекте росписи стены.

В блюде значительно сильнее выражена многоплановость композиции. Достигается это контрастным сопоставлением крупных цветовых плоскостей – темно-синий борт, красно-оранжевая планета, белый фарфор. Резче контрастируют и масштабы отдельных элементов – диск, вращающиеся дуги и еле видимые в „бесконечном белом“ геометрические фигуры. Главный сюжетный и пластический элемент росписи – огненная планета – исполнен в свободной живописной манере, как на холсте, когда заметно движение кисти, каждый ее мазок. Отсюда ощущение не просто красной, но пылающей поверхности.

Марки: зеленая, подглазурная, по трафарету — Н II 1913 под императорской короной; черная, надглазурная, от руки — серп и молот с надписью: 5 КНП 1918–1923 г. На обороте дна черная надпись: Н. Суетин.супрематизм. 1923 г.

Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Русского музея, СПб, 1998. С. 154.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: