Общественный сад на высоком берегу Волги (Гулянье на берегу Волги)
Эскиз декорации I действия к неосуществленной постановке драмы А. Н. Островского „Гроза“. 1918
- Бумага, графитный карандаш. 21,2 х 34,5
- РС-790
Пост. в 1920 от Ю. Е. Кустодиевой, Петроград
С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром. В пять лет он начал рисовать и впервые посетил театр. «Театроцентристским», с упором на пьесы А. Н. Островского, был выбор литературы для семейного чтения вслух в доме матери – роли с выражением читал В. А. Кастальский, муж старшей сестры, Александры Михайловны. Связи художника со сферой театра и музыки были разнообразны. Его письма времен учебы в Академии и после ее окончания, в годы лечения за границей полны сообщений о спектаклях и концертах, профессиональным их анализом. Вместе с другими художниками Петербурга он участвовал как актер в постановке «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба (1909). <. ...> Более полутора десятилетий художник сотрудничал с театрами в качестве декоратора. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 28.
Не состоялись также постановки оформленных Кустодиевым в 1918 году оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в московском Большом театре и драмы Островского «Гроза». Эскизы к последней, в зависимости от задачи, отличает то светлое лирическое начало, то материальность и мощь форм, суггестивный колорит – «Под сводами старинной церкви», «Ворота дома Кабановых». Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 30.