Приезд гувернантки в купеческий дом
Эскиз одноименной картины (1866), находящейся в ГТГ. 1865
- Бумага коричневатая, графитный карандаш. 27 х 30,5
- Р-13216
Пост. в 1934 из ГТГ, куда был подарен (до 1893) В. В. Перовым, сыном художника
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Эскиз одноименной картины (1866), находящейся в ГТГ
А если бы мы захотели назвать наиболее типичную картину «шестидесятых», то без колебаний выбрали бы «Приезд гувернантки в купеческий дом». Небольшого размера, с четко выстроенным сюжетом, «выхваченным из гущи жизни» (любимое выражение Стасова) со всеми ее обыденными подробностями, подглядывающими, подслушивающими, – все это чрезвычайно показательно для живописи десятилетия, вместившего в себя «Прерванное обручение» А. М. Волкова и «Сватовство чиновника» Н. П. Петрова, «Поздравление молодых» Г. Г. Мясоедова и «Проводы начальника» А. Юшанова, «Торг» Н. В. Неврева и «Славильщиков-городовых» Л. И. Соломаткина. В этом «федотовском» ряду «Гувернантка» выделяется не бросающимися в глаза, но принципиальными моментами. Смысл ее не исчерпывается фабулой: рассказом о девушке, стоящей выше среды, в которую она попала и в которой обречена существовать в атмосфере унижения и «бессовестного любопытства». Сюжетный мотив истолкован композиционно как (подобно «Чаепитию») столкновение лицом к лицу добра и зла. Главных персонажей разделяет тень, из которой возникает отвратительная фигура «сынка». Бытовая сценка перерастает в картину о склонении гордости. Леняшин В. А. «Святые шестидесятые» // «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 8.