Голова Степана Разина
1910
- Бумага, тушь. 35,2 х 44
- Р-13387
Пост. в 1936 г. от О. В. Кончаловской-
Сведения о реставрации:
Быховская И.А. (1969)
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
В письме к В. А. Никольскому от 21 декабря 1909 года Суриков писал: «„Разин“ мною еще не окончен». Ему же в письме от 28 декабря 1909 года: «Относительно „Разина“ скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина» (Суриков. Письма. С. 139). Евгения Гаврилова. Графика // Суриков в Русском музее. СПб, 1998. С. 121.
Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 17.
* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.
Состояние сохранности до реставрации:
Авторский лист был загрязнен, затерт, значительно деформирован, имелось пожелтение основы. По листу располагались пятна высветления, точечные темные пятна загрязнения. По всей поверхности листа были жесткие изломы, в правой части листа с потертостями красочного слоя по гребням. В верхних углах листа были утраты бумаги; по краям листа многочисленные разрывы.
Комплекс проведенных мероприятий:
Авторский лист механически очищен от поверхностных загрязнений. Красочный слой закреплен. Лист промыт в дистиллированной воде без погружения. Утраты восполнены, изломы и разрывы укреплены. Лист сдублирован на реставрационную бумагу; отпрессован. Проведены необходимые тонировки в местах восполнения утрат и потертостей красочного слоя.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 207.