казаки
Казачество с его богатой историей, обычаями, фольклором, оставило заметный след в русском искусстве. Художники XVIII–ХХ веков представляли казачество и как бурную человеческую стихию, вооруженную вольницу с неукротимым нравом, и как опору государства, верных слуг царя и отечества, готовых в любой момент выступить в защиту суверенитета и целостности России.
Колоритные личности и типажи казаков — свободолюбивых, гордых людей, в облике которых сочетались черты разных культур, — вдохновляли многих художников. <...>
Поселения казаков возникали на восточных и южных пограничных территориях в течение XV–XVII веков. Считается, что основу казачества составляли крестьяне, бежавшие от крепостной неволи. Однако в целом его этнический и социальный состав был более сложным и разнообразным, а функции многогранны. Казаки несли пограничную службу, получая за это плату и присваивая себе военную добычу. Они обменивались обычаями, навыками и кровью с народами, с которыми соседствовали и враждовали. <...>
Героями художников в разные годы становились как верные государству и трону воины, так и искатели народной правды: бунтовщики, зачинщики крестьянских восстаний, которые по большей части тоже происходили из казаков. <...>
Начало расцвета казацкой темы в русском искусстве приходится на эпоху наполеоновских войн. Героическое участие казаков в Отечественной войне 1812 года сделало их всенародными любимцами. Для соотечественников и для иностранцев они олицетворяли русскую удаль, бесстрашие и военную удачу. Рассказы об их подвигах передавались из уст в уста, превращаясь в легенды и анекдоты. Казаки стали героями патриотической пропаганды, важным орудием которой в те годы была карикатура. Живописца Алексея Гавриловича Венецианова и скульптора Ивана Ивановича Теребенева можно назвать родоначальниками русской карикатуры. Последний работал в этом жанре столь успешно и плодовито, что его карикатуры в народе стали называть теребеневскими листками. Частыми героями «листков» были казаки. <...>
В создании ярких, запоминающихся и понятных всем слоям общества образов авторы ориентировались на прямолинейный язык любимых простонародьем лубочных картинок. Непременное участие казаков в европейских походах русской армии сделало их героями не только русских художников. В Европе сформировалась своеобразная мода на казаков, внушавших местному населению страх и любопытство. <...>
Большой вклад в тему казачества внес Александр Осипович Орловский. Художник польского происхождения, он обрел вторую родину в России, переехав в Петербург из Варшавы в 1802 году. <...> В России казаки оказались в центре внимания Орловского. Они были героями его многочисленных рисунков, обращался он к ним и в живописи. <...>
В XIX веке казачество участвует в войнах, которые ведет Российская империя. Казаки остаются в поле зрения русских художников, многие из которых были неутомимыми путешественниками. Фигуры статных всадников встречаются им на горных тропах Кавказа, в бескрайних степях юга Росси и в бедных селениях охваченных войной Балкан. <...>
Во второй половине XIX века впечатляющие образы конных казаков появляются и в скульптуре. Их автор — известный мастер малой пластики Евгений Александрович Лансере. <...>
С образами «Тараса Бульбы» связано одно из самых знаменитых произведений русской живописной школы — картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». <...>
Репин работал над своим шедевром на протяжении десятилетия. Он стремился как можно глубже прочувствовать вольный дух Сечи и погрузиться в ее историю. В 1880 году он восемь месяцев путешествовал по Днепру, где разыскивал следы легендарных запорожцев, исследовал церкви и усадьбы, зарисовывал старинное оружие и знамена, изучал песни и предания. В 1888 году, когда работа над «Запорожцами» была в разгаре, Репин вновь почувствовал необходимость прикоснуться к живой истории казачества. На этот раз он отправился на Кубань, где жили потомки запорожцев. В станице Пашковская он создал серию портретов казаков — георгиевских кавалеров, ветеранов Крымской войны и обороны Севастополя. <...>
Для Василия Ивановича Сурикова — еще одного ярчайшего русского художника второй половины XIX — начала XX века — казаки были не просто источником вдохновения и предметом творческого интереса, они были частью его личной истории. Суриков родился в Красноярске и происходил из древнего казачьего рода. <...> В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) Суриков обращается к истокам сибирского казачества, что для него было равнозначно углублению в историю собственной семьи. Во время работы над картиной художник изучал свою родословную и, опираясь на собственные детские рисунки, создал несколько акварельных портретов своих родственников — казачьих офицеров.
«Степан Разин» — еще одна большая картина Сурикова, главными действующими лицами которой являются казаки. Но здесь они выступают в своей «бунташной» ипостаси и бросают вызов порядку и государству. Однако стихия мятежа явилась художнику не в восстании и сражении, а в образе изолированного странствия казачьей ладьи по просторам Волги. <...>
В начале ХХ века казаки служили опорой российского государства как в военных действиях, так и в подавлении многочисленных внутренних протестов. Обе эти роли нашли отражение в станковом искусстве, а также в плакате и карикатуре, которые в начале ХХ столетия переживают расцвет и притягивают к себе ведущих художников страны. <...>
Искусство СССР 1920–1950-х годов в своих наиболее заметных аспектах было частью государственной пропаганды. <...> Если ранее казаки являлись предметом постоянного внимания мастеров исторического и батального жанра в живописи и скульптуре, то теперь их присутствие сохраняется в основном в «малых» видах искусства. Циклы иллюстраций Евгения Адольфовича Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1944–1945), Алексея Ильича Кравченко к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» стали классикой советской книжной графики. Яркие образы казаков были созданы мастерами народных промыслов, они стали частью сказочного мира лаковой миниатюры. Любовь Шакирова Верой и правдой // Казачество. Опора государства российского. СПб, 2024. С. 5-14.