Коллекция онлайн

Казачество с его богатой историей, обычаями, фольклором, оставило заметный след в русском искусстве. Художники XVIII–ХХ веков представляли казачество и как бурную человеческую стихию, вооруженную вольницу с неукротимым нравом, и как опору государства, верных слуг царя и отечества, готовых в любой момент выступить в защиту суверенитета и целостности России.

Колоритные личности и типажи казаков — свободолюбивых, гордых людей, в облике которых сочетались черты разных культур, — вдохновляли многих художников. <...> 

Поселения казаков возникали на восточных и южных пограничных территориях в течение XV–XVII веков. Считается, что основу казачества составляли крестьяне, бежавшие от крепостной неволи. Однако в целом его этнический и социальный состав был более сложным и разнообразным, а функции многогранны. Казаки несли пограничную службу, получая за это плату и присваивая себе военную добычу. Они обменивались обычаями, навыками и кровью с народами, с которыми соседствовали и враждовали. <...>

Героями художников в разные годы становились как верные государству и трону воины, так и искатели народной правды: бунтовщики, зачинщики крестьянских восстаний, которые по большей части тоже происходили из казаков. <...>

Начало расцвета казацкой темы в русском искусстве приходится на эпоху наполеоновских войн. Героическое участие казаков в Отечественной войне 1812 года сделало их всенародными любимцами. Для соотечественников и для иностранцев они олицетворяли русскую удаль, бесстрашие и военную удачу. Рассказы об их подвигах передавались из уст в уста, превращаясь в легенды и анекдоты. Казаки стали героями патриотической пропаганды, важным орудием которой в те годы была карикатура. Живописца Алексея Гавриловича Венецианова и скульптора Ивана Ивановича Теребенева можно назвать родоначальниками русской карикатуры. Последний работал в этом жанре столь успешно и плодовито, что его карикатуры в народе стали называть теребеневскими листками. Частыми героями «листков» были казаки. <...>

В создании ярких, запоминающихся и понятных всем слоям общества образов авторы ориентировались на прямолинейный язык любимых простонародьем лубочных картинок. Непременное участие казаков в европейских походах русской армии сделало их героями не только русских художников. В Европе сформировалась своеобразная мода на казаков, внушавших местному населению страх и любопытство. <...>

Большой вклад в тему казачества внес Александр Осипович Орловский. Художник польского происхождения, он обрел вторую родину в России, переехав в Петербург из Варшавы в 1802 году. <...> В России казаки оказались в центре внимания Орловского. Они были героями его многочисленных рисунков, обращался он к ним и в живописи. <...>

В XIX веке казачество участвует в войнах, которые ведет Российская империя. Казаки остаются в поле зрения русских художников, многие из которых были неутомимыми путешественниками. Фигуры статных всадников встречаются им на горных тропах Кавказа, в бескрайних степях юга Росси и в бедных селениях охваченных войной Балкан. <...>

Во второй половине XIX века впечатляющие образы конных казаков появляются и в скульптуре. Их автор — известный мастер малой пластики Евгений Александрович Лансере. <...>

С образами «Тараса Бульбы» связано одно из самых знаменитых произведений русской живописной школы — картина Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». <...>

Репин работал над своим шедевром на протяжении десятилетия. Он стремился как можно глубже прочувствовать вольный дух Сечи и погрузиться в ее историю. В 1880 году он восемь месяцев путешествовал по Днепру, где разыскивал следы легендарных запорожцев, исследовал церкви и усадьбы, зарисовывал старинное оружие и знамена, изучал песни и предания. В 1888 году, когда работа над «Запорожцами» была в разгаре, Репин вновь почувствовал необходимость прикоснуться к живой истории казачества. На этот раз он отправился на Кубань, где жили потомки запорожцев. В станице Пашковская он создал серию портретов казаков — георгиевских кавалеров, ветеранов Крымской войны и обороны Севастополя. <...>

Для Василия Ивановича Сурикова — еще одного ярчайшего русского художника второй половины XIX — начала XX века — казаки были не просто источником вдохновения и предметом творческого интереса, они были частью его личной истории. Суриков родился в Красноярске и происходил из древнего казачьего рода. <...> В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) Суриков обращается к истокам сибирского казачества, что для него было равнозначно углублению в историю собственной семьи. Во время работы над картиной художник изучал свою родословную и, опираясь на собственные детские рисунки, создал несколько акварельных портретов своих родственников — казачьих офицеров.

«Степан Разин» — еще одна большая картина Сурикова, главными действующими лицами которой являются казаки. Но здесь они выступают в своей «бунташной» ипостаси и бросают вызов порядку и государству. Однако стихия мятежа явилась художнику не в восстании и сражении, а в образе изолированного странствия казачьей ладьи по просторам Волги. <...>

В начале ХХ века казаки служили опорой российского государства как в военных действиях, так и в подавлении многочисленных внутренних протестов. Обе эти роли нашли отражение в станковом искусстве, а также в плакате и карикатуре, которые в начале ХХ столетия переживают расцвет и притягивают к себе ведущих художников страны. <...>

Искусство СССР 1920–1950-х годов в своих наиболее заметных аспектах было частью государственной пропаганды. <...> Если ранее казаки являлись предметом постоянного внимания мастеров исторического и батального жанра в живописи и скульптуре, то теперь их присутствие сохраняется в основном в «малых» видах искусства. Циклы иллюстраций Евгения Адольфовича Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (1944–1945), Алексея Ильича Кравченко к роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» стали классикой советской книжной графики. Яркие образы казаков были созданы мастерами народных промыслов, они стали частью сказочного мира лаковой миниатюры. Любовь Шакирова Верой и правдой // Казачество. Опора государства российского. СПб, 2024. С. 5-14.


Все произведения
Период:

Всего: 64
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Портрет Ермака
Портрет Ермака
Конец XVII — XVIII века (?)
Портрет бригадира Ф. И. Краснощекова
Портрет бригадира Ф. И. Краснощекова
1761
Казак с пикой на лошади
Казак с пикой на лошади
Конец 1800-х — начало 1810-х
Автопортрет
Автопортрет
Конец 1810-х — начало 1820-х
Атаман граф Платов со своими казаками
Атаман граф Платов со своими казаками
Около 1813
Казак вручает Наполеону визитной билет на взаимное посещение
Казак вручает Наполеону визитной билет на взаимное посещение
1812-1813-1814
Портрет графа Матвея Ивановича Платова на коне
Портрет графа Матвея Ивановича Платова на коне
1810-е
Лейб-казак верхом
Лейб-казак верхом
1816
Ваза с фигурами казака и гренадера
Ваза с фигурами казака и гренадера
1820-е
Завоевание Сибири Ермаком
Завоевание Сибири Ермаком
1828
Гаупвахта казаков. Тамань. «Corps de garde ...»
Гаупвахта казаков. Тамань. «Corps de garde ...»
1838 - 1848
Чины Собственного Его величества Конвоя и Императорской Главной квартиры
Чины Собственного Его величества Конвоя и Императорской Главной квартиры
1830-е ‒ 1840-е (не ранее 1838)
Штурм Пугачевым Казани
Штурм Пугачевым Казани
1847
Ермак покоритель Сибири
Ермак покоритель Сибири
1850–1860-е
Переход французской армии через Березину в 1812 году
Переход французской армии через Березину в 1812 году
1850-е
Казнь Пугачева в Москве 10 января 1775 года
Неизвестный художник первой половины XIX века
Казнь Пугачева в Москве 10 января 1775 года
1860-е
Казачий суд в Черноморье
Казачий суд в Черноморье
1861
Ермак
Ермак
1860-е
Портрет великого князя цесаревича Александра Александровича
Портрет великого князя цесаревича Александра Александровича
1867
Портрет мальчика (Казачок)
Портрет мальчика (Казачок)
Конец 1860-х
Шедевры
Период:

Всего: 5
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Суд Пугачева
Суд Пугачева
1879
Запорожцы
Запорожцы
1880–1891
Покорение Сибири Ермаком
Покорение Сибири Ермаком
1895
Портрет Александра III с рапортом в руках
Портрет Александра III с рапортом в руках
1900
Степан Разин
Степан Разин
1906 (частично переписана в 1910)
Рекомендуем

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: