Коллекция онлайн

1866, Гродно – 1924, Париж

Портрет В. Ф. Нувеля

1895


+ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО» >>>
- СКРЫТЬ текст виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»

«Дягилевский мир» немыслим без его близкого друга «Валечки» Нувеля, без «его маленькой, вертлявой, всегда франтовато одетой фигурки, живо бегающей по комнате с сигарой в зубах или восседающей на самом краю дивана, заложив нога за ногу», — вспоминал Петр Перцов. Образ, созданный Бакстом, не противоречит описанию, данному одним из современников. На портрете Вальтер Нувель предстает умным, чуть манерным, подчеркнуто элегантным. Музыкант и музыкальный критик, он с самого начала входил в «кружок самообразования» и, в дальнейшем, заведовал музыкальным отделом журнала «Мир искусства».  Портрет, несомненно, принадлежит к лучшим работам Бакста. Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке «Дягилев. Начало». 2009





Нувель Вальтер Федорович (1871–1949) — музыкант, музыкальный критик. Выпускник петербургской гимназии К. Мая. С самого начала входил в «кружок самообразования», из которого впоследствии развилось общество «Мир искусства». Заведовал музыкальным отделом одноименного журнала. Организатор (совместно с Нуроком) «Вечеров современной музыки». Служил чиновником по особым поручениям в Министерстве Императорского Двора. Эмигрировал после Октябрьской революции. В Лондоне активно помогал Арнольду Хаскеллу в написании книги о Дягилеве («Diaghileff. His Artistic and Private Life»), изданной в Англии в 1935 году. Елена Петинова // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 42.

<В 1895 году на XV выставке ИОРА (Императорского Общества русских акварелистов)> экспонировалась еще одна классическая акварель Бакста — «Портрет Нувеля», члена кружка друзей по гимназии Мая, юриста, талантливого музыканта, чиновника по особым поручениям в Министерстве Императорского двора. Обычно живо бегающий по комнате с сигарой в зубах, с улыбкой скепсиса на лице, как его описывает в мемуарах близкий редакции «Мира искусства» П. П. Перцов**, Нувель в работе друга изображен спокойно сидящим на диване. Взгляд его чуть косящих глаз направлен перед собой и вниз. Молодой мужчина серьезен, погружен в размышления, его поза с упирающейся в сиденье дивана кистью левой руки вызывает ощущение краткости состояния покоя, содержит потенцию к движению***. Высоко оценил работу Бенуа: «Портрет г-на Нувеля превосходная вещь, вполне жизненная и притом же так отлично написана, что может выдержать сравнение с лучшими заграничными произведениями в этом роде. Техника ловкая, но и серьезная. Бакст не прибегает ни к каким приемам, облегчающим задачу, все очень строго, просто и сильно»****. Этой акварелью Бакст начал серию портретов ближайших членов кружка Бенуа. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 9.

* Отдел рукописей ГРМ, ф. 137, д. 59, л. 15.
**Перцов П. П. Литературные воспоминания. 1890–1902. М.; Л., 1933. С. 29.
*** Трудно согласиться с тенденциозным анализом этого портрета в монографии И. Н. Пружан. Она пишет о холодном взгляде и ироничной улыбке Нувеля, о позе и жесте, в которых «чувствуется надменность и уверенность в собственном превосходстве», о «выставленном напоказ» крупном перстне (Пружан. С. 26–28). Можно подумать, что речь идет об обличительной картине эпохи передвижничества. В портрете нет ни скептической улыбки, ни надменности и чувства превосходства в задумчивых глазах модели. Представляется, что исследовательница подпала под влияние ироничного тона мемуаров Перцова и слов Бакста из письма Бенуа: «Боже, как Валя меня злит иногда. Ты не замечал в нем какого-то паршивого снобизма, чего-то такого свысока» (Лев Бакст. Моя душа открыта. Кн. 2-я. С. 12).
**** Отдел рукописей Государственного Русского музея, ф. 137, д. 59, л. 15. Сам автор вполне реально оценивал свою работу: «Акварелей у меня конченых и хороших только 2. Первая и лучшая из них — это портрет Вали <…>, все мои акварели вместе не стоят его одного» (Отдел рукописей ГРМ, ф. 137, д. 667, л. 23).


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: