Портрет В. Ф. Нувеля
1895
- Картон, акварель, гуашь. 56,8 х 45
- Р-13488
Пост. в 1898, дар княгини М. К. Тенишевой, Санкт-Петербург
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Нувель Вальтер Федорович (1871–1949) — музыкант, музыкальный критик. Выпускник петербургской гимназии К. Мая. С самого начала входил в «кружок самообразования», из которого впоследствии развилось общество «Мир искусства». Заведовал музыкальным отделом одноименного журнала. Организатор (совместно с Нуроком) «Вечеров современной музыки». Служил чиновником по особым поручениям в Министерстве Императорского Двора. Эмигрировал после Октябрьской революции. В Лондоне активно помогал Арнольду Хаскеллу в написании книги о Дягилеве («Diaghileff. His Artistic and Private Life»), изданной в Англии в 1935 году. Елена Петинова // Дягилев и его эпоха. СПб, 2001. С. 42.
<В 1895 году на XV выставке ИОРА (Императорского Общества русских акварелистов)> экспонировалась еще одна классическая акварель Бакста — «Портрет Нувеля», члена кружка друзей по гимназии Мая, юриста, талантливого музыканта, чиновника по особым поручениям в Министерстве Императорского двора. Обычно живо бегающий по комнате с сигарой в зубах, с улыбкой скепсиса на лице, как его описывает в мемуарах близкий редакции «Мира искусства» П. П. Перцов**, Нувель в работе друга изображен спокойно сидящим на диване. Взгляд его чуть косящих глаз направлен перед собой и вниз. Молодой мужчина серьезен, погружен в размышления, его поза с упирающейся в сиденье дивана кистью левой руки вызывает ощущение краткости состояния покоя, содержит потенцию к движению***. Высоко оценил работу Бенуа: «Портрет г-на Нувеля превосходная вещь, вполне жизненная и притом же так отлично написана, что может выдержать сравнение с лучшими заграничными произведениями в этом роде. Техника ловкая, но и серьезная. Бакст не прибегает ни к каким приемам, облегчающим задачу, все очень строго, просто и сильно»****. Этой акварелью Бакст начал серию портретов ближайших членов кружка Бенуа. Владимир Круглов. Льву Баксту 150 лет // Лев Бакст. СПб, 2016. С. 9.
* Отдел рукописей ГРМ, ф. 137, д. 59, л. 15.
**Перцов П. П. Литературные воспоминания. 1890–1902. М.; Л., 1933. С. 29.
*** Трудно согласиться с тенденциозным анализом этого портрета в монографии И. Н. Пружан. Она пишет о холодном взгляде и ироничной улыбке Нувеля, о позе и жесте, в которых «чувствуется надменность и уверенность в собственном превосходстве», о «выставленном напоказ» крупном перстне (Пружан. С. 26–28). Можно подумать, что речь идет об обличительной картине эпохи передвижничества. В портрете нет ни скептической улыбки, ни надменности и чувства превосходства в задумчивых глазах модели. Представляется, что исследовательница подпала под влияние ироничного тона мемуаров Перцова и слов Бакста из письма Бенуа: «Боже, как Валя меня злит иногда. Ты не замечал в нем какого-то паршивого снобизма, чего-то такого свысока» (Лев Бакст. Моя душа открыта. Кн. 2-я. С. 12).
**** Отдел рукописей Государственного Русского музея, ф. 137, д. 59, л. 15. Сам автор вполне реально оценивал свою работу: «Акварелей у меня конченых и хороших только 2. Первая и лучшая из них — это портрет Вали <…>, все мои акварели вместе не стоят его одного» (Отдел рукописей ГРМ, ф. 137, д. 667, л. 23).
«Дягилевский мир» немыслим без его близкого друга «Валечки» Нувеля, без «его маленькой, вертлявой, всегда франтовато одетой фигурки, живо бегающей по комнате с сигарой в зубах или восседающей на самом краю дивана, заложив нога за ногу», — вспоминал Петр Перцов. Образ, созданный Бакстом, не противоречит описанию, данному одним из современников. На портрете Вальтер Нувель предстает умным, чуть манерным, подчеркнуто элегантным. Музыкант и музыкальный критик, он с самого начала входил в «кружок самообразования» и, в дальнейшем, заведовал музыкальным отделом журнала «Мир искусства». Портрет, несомненно, принадлежит к лучшим работам Бакста. Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке «Дягилев. Начало». 2009