Коллекция онлайн

1810, Санкт-Петербург – 1893, Шательро, Франция

Торжественный обед

1891


В последние годы своей жизни, в 1890–1892 годах, князь Григорий Григорьевич Гагарин совершил продолжительное путешествие по странам Европы, Турции и Северной Африки. Его тяга к поездкам и неутомимость были поразительны. Художник не ограничился посещением Александрии и Каира, он совершил круиз по Нилу и посетил Луксор и Асуану. Рисунки и акварели, исполненные в Египте, как всегда у Гагарина, были документально точны, будь то жанровая сцена с аборигенами или памятники прошлых времен. В подобной тщательности фиксации памятников архитектуры проявился свойственный художнику исследовательский подход к изучению прошлого и его увлечение древней египетской цивилизацией. Художнику было интересно все — и величие страны эпохи фараонов, и сегодняшняя жизнь. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 20.

Самой «освоенной» русскими художниками африканской территорией в XIX — начале XX века стали Египет и страны Магриба (территории современных стран Алжира, Туниса, Марокко и Ливии). Именно с фиксации древних памятников и египетских пейзажей начиналась «русская иконография» черного континента. Наиболее ранние работы из <собрания Русского музея> — серия акварелей 1842 года братьев Никанора и Григория Чернецовых.<…>  Несмотря на то, что от времени создания работ братьев Чернецовых графические листы князя Григория Гагарина отделяет почти половина столетия (он побывал в Египте в 1891 году), в них присутствует также стремление к точности и документальности, свойственное художникам, сформировавшимся еще в первой половине XIX века. Отчасти с акварелями Чернецовых совпадают мотивы и темы, увлечение древними памятниками, и в то же время у Гагарина ощутимее внимание к повседневной жизни арабов, их кочевому образу жизни. Наталия Соломатина. Африка в произведениях русских художников // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 5-6.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: