Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Повар из села Поддубье Гавриил Евстифеев

Рисунок из альбома Милюкова. 1842

  • Бумага, графитный карандаш. 17 x 10.3
  • Р-36943

  • Пост. в 1925 от Н. К. Милюкова через Ленинградское отделение Главнауки; ранее принадлежал К. П. Милюкову


Вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов были отмечены активным пополнением музейных коллекций и важными научными публикациями, часть из которых имела прямое отношение к творчеству Григория Сороки. В Русский музей из Твери были переданы пейзажные полотна «Рыбаки» и «Вид на плотину», а из семейного собрания Н. К. Милюкова поступил маленький карманный альбом с серией карандашных портретов, выполненных Сорокой, которые являются уникальным примером самых ранних из известных нам работ*. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 6.

* Мончадская И. Альбом рисунков крепостного художника Григория Сороки // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л.: ГРМ, 1928.

Евстифеев Гавриил (1775? — не позднее 1850) — дворовый человек помещика Павла Петровича Милюкова (1813–1895) в его имении в селе Поддубье Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 44.

За бойкий характер Григорий с детства получил прозвище «Сорока», позднее ставшее фамилией. Проявил склонность к рисованию. В 1842 году был взят в дворовые люди в имение Островки. Исполнил ряд портретных зарисовок в небольшом альбоме, принадлежавшем настоятелю Поддубского храма, преподавателю крестьянской школы, Василию Матвеевичу Владимирову. Там же. С. 59.

Судя по 16 рисункам Сороки, многие из которых датированы 1842 годом, альбом в 1842 году находился в его руках. Дальнейшая история бытования альбома прослеживается по имеющимся в нем надписям. Дарственная надпись пером на форзаце гласит: «Кононушкль Милюкову вь день его Ангела. Подуд6скiй Священникь Владимировъ 1843 го года. Марта. 6 го дня». Она означает, что альбом с рисунками Сороки был подарен сыну Николая Петровича Милюкова (1802–1889) восьмилетнему Конону (1835–1871) священником церкви села Поддубье Василием Матвеевичем Владимировым от своего имени. Ниже, спустя годы, на том же форзаце появилась надпись синим карандашом, сделанная, по-видимому. рукой Н. П. Милюкова: а Конономь подарена была Мише. Миша (1845–1875) — это брат Конона. Позднее к этим надписям присоединилась беглая надпись графитным карандашом, сделанная рукой Н. К. Милюкова (1866–1929): «отъ него къ отцу его Ник. Петр, а по смерти его къ НКМ. Къ Ник. К.», из которой следует, что в 1875 году альбом перешел к Николаю Петровичу Милюкову, пережившему обоих своих сыновей. Конона и Михаила, а в 1889 — к Николаю Кононовичу Милюкову. Там же.  С. 42.

Вдоль правого края подпись: Г. Васи; внизу авторская дата: 1842 года; под изображением надпись (рукою Н. П. Милюкова?):

Гаврило Поддубской Поваръ; слева вверху тушью литера: Г; справа вверху пером: 5


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: