Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Вид на плотину

Не позднее 1847

  • Холст, масло. 68 х 88
  • Ж-5183

  • Пост. в 1929 из Тверского музея; ранее (до 1920) - имении Воздвиженское Вышневолоцкого уезда Тверской губ.


Один из пейзажей Григория Сороки, изображающих виды имения Спасское Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области). Имение принадлежало помещикам Лепехиным, состоявшим в родстве с владельцами Сороки: мать Николая Петровича Милюкова, Прасковья Васильевна, была урожденная Лепехина. Вероятно, крепостной художник был отправлен в имение Спасское, чтобы запечатлеть знаковые для хозяина места. В дальнейшем картины попали в собрание Зворыкиных: И. С. Зворыкин (1799–1868) был женат на сестре Н. П. Милюкова, Софье Петровне (1809–1842) В их усадьбе Воздвиженское Вышневолоцкого уезда Тверской губернии пейзажи находились до 1920 года, когда были переданы в Тверской музей через сотрудника Тверской губернской коллегии по делам музеев А. В. Скалона. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 39.

Вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов были отмечены активным пополнением музейных коллекций и важными научными публикациями, часть из которых имела прямое отношение к творчеству Григория Сороки. В Русский музей из Твери были переданы пейзажные полотна «Рыбаки» и «Вид на плотину», а из семейного собрания Н. К. Милюкова поступил маленький карманный альбом с серией карандашных портретов, выполненных Сорокой, которые являются уникальным примером самых ранних из известных нам работ*. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 6.

* Мончадская И. Альбом рисунков крепостного художника Григория Сороки // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л.: ГРМ, 1928.

В исторических документах крепостной художник числился под распространенной крестьянской фамилией отчеством — Васильев. В современной музейной практике и в литературе прижилась уникальная фамилия-прозвище живописца — Сорока, а наиболее известными и востребованными остаются его светские произведения — интерьеры и пейзажи. В Академии художеств, куда Григорию так и не суждено было попасть, сочетание этих жанров именовалось перспективной живописью. Лучшими из его работ можно считать сюиту с видами Спасского — «Рыбаки», «Вид на плотину», «Вид села Спасского Тамбовской губернии» (ТОКГ, Ж-241) и «Вид села Спасское Тамбовской губернии» (Фото до 1941 ТОКГ). Богатое имение Спасское-Лепехино, запечатленное художником, принадлежало родственникам Милюковых: супруга Петра Ивановича Милюкова, Прасковья Васильевна (1784–1833), была урожденной Лепехиной. Находилось Спасское далеко, в Козловском уезде Тамбовской губернии (ныне Староюрьевском районе Тамбовской области), на расстоянии около 700 верст от вышневолоцких Островков. В дальнюю поездку, проходящую через Тверь, Москву и Рязань, Григория Сороку мог отправить Николай Петрович Милюков, чтобы изобразить родные места своей матери. Безусловно, подобное путешествие обогатило живописца новыми впечатлениями, способствовало расширению его кругозора. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 16.

Григорий Сорока ‒ один из зачинателей русского национального пейзажа. Судьба художника была трагичной. Крепостной помещика Н. П. Милюкова, он жил в его имении «Островки», где исполнял обязанности садовника. Прозвище "Сорока", позже перешедшее в фамилию, вероятно, получил еще в детстве в связи с бойким любознательным характером. В 1842 году художник А. Г. Венецианов обратил внимание на одаренного юношу и начал обучать его живописи в своей художественной школе в деревне Сафонково, расположенной в тридцати верстах от Островков. Попытки Венецианова добиться у помещика освобождения Сороки остались безуспешными. Художник покончил с собой 10 апреля 1864 года после того, как был приговорен к телесному наказанию в результате тяжбы со своим бывшим хозяином.

В картине "Вид на плотину" запечатлено имение Спасское Тамбовской губернии, принадлежавшее дворянам Лепехиным. Подтверждением этого являются и одежды отдыхающих крестьянок, характерные для южнорусских губерний: навершник – накидка (типа туники) поверх ситцевого темного платья, шерстяной желтик – короткое верхнее женское платье с короткими же рукавами, разрезом спереди и красными полосами, крашенный ольховой корой.

Мать Н. П. Милюкова – Прасковья Васильевна (урожд. Лепехина). Вероятно, для написания родных мест матери помещика художник и был перевезен в Тамбовскую губернию.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: