Коллекция онлайн

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Рыбаки

Вторая половина 1840-х


Одно из наиболее известных произведений Г. В. Сороки написано в имении Спасское. На дальнем берегу пруда видна церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1825 на средства помещика Лепехина, — единственная из усадебных построек, частично сохранившаяся до наших дней. Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 39.

Вторая половина 1920-х — начало 1930-х годов были отмечены активным пополнением музейных коллекций и важными научными публикациями, часть из которых имела прямое отношение к творчеству Григория Сороки. В Русский музей из Твери были переданы пейзажные полотна «Рыбаки» и «Вид на плотину», а из семейного собрания Н. К. Милюкова поступил маленький карманный альбом с серией карандашных портретов, выполненных Сорокой, которые являются уникальным примером самых ранних из известных нам работ*. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 6.

* Мончадская И. Альбом рисунков крепостного художника Григория Сороки // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л.: ГРМ, 1928.

В исторических документах крепостной художник числился под распространенной крестьянской фамилией отчеством — Васильев. В современной музейной практике и в литературе прижилась уникальная фамилия прозвище живописца — Сорока, а наиболее известными и востребованными остаются его светские произведения — интерьеры и пейзажи. В Академии художеств, куда Григорию так и не суждено было попасть, сочетание этих жанров именовалось перспективной живописью. Лучшими из его работ можно считать сюиту с видами Спасского — «Рыбаки», «Вид на плотину», «Вид села Спасского Тамбовской губернии» (ТОКГ, Ж-241) и «Вид села Спасское Тамбовской губернии» (Фото до 1941 ТОКГ).

Богатое имение Спасское-Лепехино, запечатленное художником, принадлежало родственникам Милюковых: супруга Петра Ивановича Милюкова, Прасковья Васильевна (1784–1833), была урожденной Лепехиной. Находилось Спасское далеко, в Козловском уезде Тамбовской губернии (ныне Староюрьевском районе Тамбовской области), на расстоянии около 700 верст от вышневолоцких Островков. В дальнюю поездку, проходящую через Тверь, Москву и Рязань, Григория Сороку мог отправить Николай Петрович Милюков, чтобы изобразить родные места своей матери. Безусловно, подобное путешествие обогатило живописца новыми впечатлениями, способствовало расширению его кругозора. Л. В. Вихорева. Григорий Васильевич Сорока. 1823—1864 // Талант трагической судьбы. К 200-летию со дня рождения Григория Сороки. СПб. 2024. С. 16.

На картине изображено имение Лепехиных (родственников Милюковых) село Спасское Козловского уезда Тамбовской губернии. «Рыбаки» — самый проникновенный пейзаж Сороки, удивительно точный и в то же время обобщенный образ русской природы. Картина наполнена тишиной и покоем летнего вечера, когда дневной жар уже спадает, а ночной туман еще не поднимается над водой. Воздух прозрачен, закатное солнце освещает все чуть розовым светом. В широкой глади озера отражаются строения дальнего берега и скользящая по воде лодка, которой правит крестьянский мальчик. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 163.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина поступила в Русский музей в 1929 году из Тверского музея.

В архиве Русского музея хранятся сведения о предыдущей реставрации 1930 года. Там говорится, что «картина промыта, удален лак, восстановлены утраченные места, сделаны кромки». За прошедшие 92 года старый подрамник с грубой обработкой древесины, с сучками, трещинами и сколами пришел в негодность и нуждается в замене. Старые дублировочные кромки пересохли, стали отставать от узких авторских кромок и плохо удерживать картину на подрамнике. Опасно приподнялись края сетчатого кракелюра.

Справа и слева вдоль краев с лицевой стороны проявились клинообразные вставки старого реставрационного грунта. Можно предположить, что авторский подрамник при создании пейзажа был с перекосом, а при реставрации в 1930 году этот перекос был таким способом исправлен. Эти вставки были записаны фактурным слоем краски, отличавшейся от авторской живописи.

Покрывной лак на картине очень сильно пожелтел и искажал авторский колорит. После проведения технико-технологических исследований установлено, что значительная толщина лаковой пленки имеет многочисленные мелкие потертости, разновременные записи по кракелюру и по точечным выкрошкам. Записи лежат шире утрат.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено двухкратное укрепление красочного слоя, что позволило хорошо уложить кракелюр. Старые дублировочные кромки были заменены на новые. Картина натянута на новый подрамник усиленной конструкции – с крестовиной. Проведено послойное утоньшение старого лака, удаление записей и грубых мастиковок справа и слева по краям.

После подведения реставрационного грунта в места утрат красочного слоя выполнено восполнение утрат живописи с соблюдением авторской техники и манеры письма. Картина покрыта реставрационным слоем даммарного лака.

Самой сложной и кропотливой задачей было деликатно притонировать потертости, которых было особенно много на изображении неба вдоль линии горизонта, где потертости выделялись темноватыми инородными пятнами или полосами из-за просвечивания болюсного (красно-коричневого) грунта, что нарушало цветовую целостность изображения и воздушную перспективу живописи. После реставрации пейзаж предстал в своем великолепии со всеми тончайшими живописными нюансами.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 114-115.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: