Коллекция Государственного Русского музея

1823, дер. Покровская Поддубской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губ. – 1864, там же

Рыбаки

Вторая половина 1840-х

  • Холст, масло. 67 x 102
  • Ж-5184

  • Пост. в 1929 из Тверского музея; ранее (до 1920) – в имении Лепехиных Спасское Тамбовской губ. (?); ранее – собственность А. Зворыкина (?) (Москва); ранее – в имении Зворыкиных Воздвиженское Вышневолоцкого уезда Тверской губ.

  • Реставратор: Райков П.В. (1950-е-1960-е)
  • Реставратор: Савенок В.В. (2010)

Картина написана в селе Спасское Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне – Староюрьевский уезд Тамбовской области), принадлежавшем дворянам Лепехиным. Мать Н. П. Милюкова – Прасковья Васильевна (урожд. Лепехина). Вероятно, для написания родных мест матери помещика художник и был перевезен в Тамбовскую губернию.

"Рыбаки" — самый проникновенный пейзаж Сороки, удивительно точный и в то же время обобщенный образ русской природы. Картина наполнена тишиной и покоем летнего вечера, когда дневной жар уже спадает, а ночной туман еще не поднимается над водой. Воздух прозрачен, закатное солнце освещает все чуть розовым светом. В широкой глади озера отражаются строения дальнего берега и скользящая по воде лодка, которой правит крестьянский мальчик. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 163.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Состояние сохранности до реставрации:

Картина поступила в Русский музей в 1929 году из Тверского музея.

В архиве Русского музея хранятся сведения о предыдущей реставрации 1930 года. Там говорится, что «картина промыта, удален лак, восстановлены утраченные места, сделаны кромки». За прошедшие 92 года старый подрамник с грубой обработкой древесины, с сучками, трещинами и сколами пришел в негодность и нуждается в замене. Старые дублировочные кромки пересохли, стали отставать от узких авторских кромок и плохо удерживать картину на подрамнике. Опасно приподнялись края сетчатого кракелюра.

Справа и слева вдоль краев с лицевой стороны проявились клинообразные вставки старого реставрационного грунта. Можно предположить, что авторский подрамник при создании пейзажа был с перекосом, а при реставрации в 1930 году этот перекос был таким способом исправлен. Эти вставки были записаны фактурным слоем краски, отличавшейся от авторской живописи.

Покрывной лак на картине очень сильно пожелтел и искажал авторский колорит. После проведения технико-технологических исследований установлено, что значительная толщина лаковой пленки имеет многочисленные мелкие потертости, разновременные записи по кракелюру и по точечным выкрошкам. Записи лежат шире утрат.

Комплекс проведенных мероприятий:

Проведено двухкратное укрепление красочного слоя, что позволило хорошо уложить кракелюр. Старые дублировочные кромки были заменены на новые. Картина натянута на новый подрамник усиленной конструкции – с крестовиной. Проведено послойное утоньшение старого лака, удаление записей и грубых мастиковок справа и слева по краям.

После подведения реставрационного грунта в места утрат красочного слоя выполнено восполнение утрат живописи с соблюдением авторской техники и манеры письма. Картина покрыта реставрационным слоем даммарного лака.

Самой сложной и кропотливой задачей было деликатно притонировать потертости, которых было особенно много на изображении неба вдоль линии горизонта, где потертости выделялись темноватыми инородными пятнами или полосами из-за просвечивания болюсного (красно-коричневого) грунта, что нарушало цветовую целостность изображения и воздушную перспективу живописи. После реставрации пейзаж предстал в своем великолепии со всеми тончайшими живописными нюансами.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 114-115.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: