Сидящая натурщица. Художники в ателье
Наброски. 1906
До 1908 года еще молодой живописец занимался учебными постановками и делал множество рисунков обнаженной натуры. В Русском музее хранится большая коллекция его набросков, созданных в 1906–1907 годах в Париже в мастерской скульптора Филиппо Коларосси. Они демонстрируют быстро растущие уверенность и мастерство в овладении натурой. В академии Коларосси обнаженная модель позировала обычно полчаса, и за это время нужно было успеть закончить набросок. Петров-Водкин умело «ставил» фигуру на листе, подчеркивал контур, пользовался свободной штриховкой и легкой заливкой акварелью, придававших рисунку особую артистичность. За несколько лет им был пройден путь от способного, но еще недостаточно умелого ученика до мастера, который пришел к пониманию «большого стиля», характерного для его искусства рисовальщика предреволюционного десятилетия. Наталья Козырева. О рисунках Петрова-Водкина // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 19.
«Я много рисовал в академиях. Кажется, нет той позы человеческой фигуры, которая не была бы зарисована в моих альбомах», — вспоминал Петров-Водкин. И действительно, тысячи рисунков были сделаны им в Академии Коларосси и других парижских студиях. Преподаватели порой были не важны, они часто менялись, и молодые художники учились друг у друга и в музеях. Но возможность работы с натурой, предоставляемая студией, была бесценна. За полчаса, в течение которых обычно позировала модель, нужно было «поставить» фигуру в листе, передать ее пропорции, движение, поворот, ракурс, пластику основных масс. На тщательную тушевку теней, как в академическом рисунке, над которым полагалось работать по месяцу, просто не было времени. На смену ей пришла легкая свободная штриховка, подкрепленная почти монохромной заливкой акварелью. Особое внимание уделялось уверенно проложенному контуру.
Переходя из академии в академию, молодой художник, сначала увлеченный передачей в рисунке множества деталей, очень быстро «набирал форму», и его работы стали приобретать все большую ясность, лаконичность и выразительность, очищаясь от всего лишнего и случайного. Таковы наброски «Сидящая натурщица» и «Художники в ателье», которые отличает великолепно переданная пластика тела, строгость отношений, и точность при кажущейся легкости выполнения — словом, те черты, которые станут неотъемлемыми качествами работ художника. Любопытно и то, как художник находит различные средства выразительности для изображения обнаженной модели и своих «сотоварищей» по мастерской, сочетая угловатую схематичность и харáктерность с изяществом линии, верно передающей границы и контур форм.