Купальня маркизы
1906
- Картон, гуашь. 49,6 х 51,4
- Р-5135
Пост. в 1920 из БООП, Петроград; ранее — собрание А. А. Коровина, Петроград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Столь же театрализована и картина Александра Бенуа «Купальня маркизы», в которой любование декоративной красотой быта смешивается с глубокой иронией.
«Купальня маркизы» тематически примыкает к версальской серии Бенуа. Не связанная с Версалем «топографически», она обращена к излюбленному художником XVIII веку. Версаль ли это? Да, если под ним понимать все утонченное и загадочное, прекрасное и порочное, присущее этой эпохе.
Восхитительно призывна эта мраморная купальня, окруженная летней листвою парка; яркая зелень деревьев, отражаясь в воде, гладкой и блестящей, как кусок малахита, переходит по сторонам в ровные тени стриженных кустов, а в глубине, на возвышенности, сверкает белый павильон в лучах солнца. Кокетливая маркиза в кружевном чепчике – хрупкая, призрачная нимфа завороженного боскета – готова погрузить в воду свое холеное розовое тело и улыбается улыбкой севрской куклы…
«Купальня маркизы» переносит нас невольно к художественным темам Константина Сомова, к мотивам «прогулок в парках» и «любовным забавам маркиз», «арликинадам» и «купаниям». Для современников подобные произведения были не только воплощением фантазий о давно минувшем и утраченном. «Сомов и Бенуа, - писал Николай Врангель, - прекрасно поняли, что недоступное будет всегда желанно. Воскресили и пустили в среду живых этаких кукол-людей, которые милы нам своей отдаленностью. И жуткая нагота их тел, и некрасивость лиц особенно изысканно притягательны. Ведь человек современности не может себе представить Соблазнительницу или Мечту с классическими чертами». Маркиза Бенуа своей кукольной хрупкостью напоминает сомовские фарфоровые статуэтки.
Е.В.Амфилохиева, Е.В.Станкевич и Н.А.Федорова. Материалы к виртуальной экскурсии по выставке "Дягилев. Начало". 2009
Перейти к началу виртуальной экскурсии «ДЯГИЛЕВ. НАЧАЛО»
«Купальня маркизы» тематически примыкает к версальской серии Бенуа. Не связанная с Версалем «топографически», она обращена к излюбленному художником XVIII веку. Версаль ли это? Да, если под ним понимать все утонченное и загадочное, прекрасное и порочное, присущее этой эпохе. Восхитительно призывна эта мраморная купальня, окруженная летней листвою парка; яркая зелень деревьев, отражаясь в воде, гладкой и блестящей, как кусок малахита, переходит по сторонам в ровные тени стриженных кустов, а в глубине, на возвышенности, сверкает белый павильон в лучах солнца. Кокетливая маркиза в кружевном чепчике — хрупкая, призрачная нимфа завороженного боскета — готова погрузить в воду свое холеное розовое тело и улыбается улыбкой севрской куклы… «Купальня маркизы» переносит нас невольно к художественным темам Константина Сомова, к мотивам «прогулок в парках» и «любовным забавам маркиз», «арликинадам» и «купаниям».
Для современников подобные произведения были не только воплощением фантазий о давно минувшем и утраченном. «Сомов и Бенуа, — писал Николай Врангель, — прекрасно поняли, что недоступное будет всегда желанно. Воскресили и пустили в среду живых этаких кукол-людей, которые милы нам своей отдаленностью. И жуткая нагота их тел, и некрасивость лиц особенно изысканно притягательны. Ведь человек современности не может себе представить Соблазнительницу или Мечту с классическими чертами». Маркиза Бенуа своей кукольной хрупкостью напоминает сомовские фарфоровые статуэтки.