Сады Черномора. Эскиз декорации IV действия оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила"
Постановка А. А. Поплавского. Театр при Народном доме императора Николая II. Петроград. Премьера 18. 05. 1914. 1913
- Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. И.: 24,7 х 41,2; л.: 26 х 43 (очерчен)
- Р-53022
Пост. в 1957 от А. В. Щекатихиной-Потоцкой, Ленинград
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияТеатральные эскизы и декорации
- Поделиться
Постановка А. А. Поплавского. Театр при Народном доме императора Николая II. Петроград. Премьера 18. 05. 1914
В творческой биографии художника – и как иллюстратора, и как декоратора – это было не первое обращение к произведениям А. С. Пушкина. Ранее Билибиным были выполнены иллюстративные циклы к «Сказке о царе Салтане» (1904–1905) и «Сказке о Золотом петушке» (1906–1907). В 1908 году для антрепризы С. П. Дягилева в Париже художник работал над эскизами русских костюмов для оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», а в 1909 году в его оформлении в Оперном театре С. И. Зимина в Москве шла опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».
«Сады Черномора» – одна из семи декораций Билибина для постановки оперы «Руслан и Людмила» в Народном доме («Гридница Светозара», «Ущелье Финна», «Замок Наины», «Дворец Черномора», а также «Голова»). Успех художника-декоратора был особо отмечен рецензентами: «Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике, действительно, тонкого и смелого интерпретатора» (Каэль. Народный Дом. «Руслан и Людмила» // Обозрение театров. 1914. № 2441. С. 10). Ю. Л. Солонович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 102.
Если в Мариинском и Большом театрах опера „Руслан и Людмила" шла в декорациях К. А. Коровина и А. Я. Головина, то на новой обширной сцене Народного дома (ныне здание Мюзик-холла, Санкт-Петербург) постановка имела успех, благодаря работе Ивана Билибина. Неизбежное сравнение билибинской трактовки „Сада Черномора" с головинской или еще более ранней — С. В. Малютина, дает почувствовать, как сильно опыт иллюстратора книги сказывался в театральных эскизах Головина. Он проявлялся в графичности и добросовестном следования тексту поэмы А.С.Пушкина.
В 1913–1914 годах И. Я. Билибин исполнил оформление оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“ для постановки в петербургском Народном доме. Критик петербургского „Обозрения театров“ писал о декорациях художника к этой постановке:„…очарователен замок Черномора, в изображении которого широко развернулась богатая творческая фантазия художника. Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство“. Сказка в России. СПб, 2000. С. 378.