Коллекция онлайн

1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, Ленинград

Сады Черномора. Эскиз декорации IV действия оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила"

Постановка А. А. Поплавского. Театр при Народном доме императора Николая II. Петроград. Премьера 18. 05. 1914. 1913


Постановка А. А. Поплавского. Театр при Народном доме императора Николая II. Петроград. Премьера 18. 05. 1914

В творческой биографии художника – и как иллюстратора, и как декоратора – это было не первое обращение к произведениям А. С. Пушкина. Ранее Билибиным были выполнены иллюстративные циклы к «Сказке о царе Салтане» (1904–1905) и «Сказке о Золотом петушке» (1906–1907). В 1908 году для антрепризы С. П. Дягилева в Париже художник работал над эскизами русских костюмов для оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», а в 1909 году в его оформлении в Оперном театре С. И. Зимина в Москве шла опера Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

«Сады Черномора» – одна из семи декораций Билибина для постановки оперы «Руслан и Людмила» в Народном доме («Гридница Светозара», «Ущелье Финна», «Замок Наины», «Дворец Черномора», а также «Голова»). Успех художника-декоратора был особо отмечен рецензентами: «Имя Билибина достаточно говорит за себя. Фантастический характер оперы нашел в талантливом художнике, действительно, тонкого и смелого интерпретатора» (Каэль. Народный Дом. «Руслан и Людмила» // Обозрение театров. 1914. № 2441. С. 10). Ю. Л. Солонович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 102.

Если в Мариинском и Большом театрах опера „Руслан и Людмила" шла в декорациях К. А. Коровина и А. Я. Головина, то на новой обширной сцене Народного дома (ныне здание Мюзик-холла, Санкт-Петербург) постановка имела успех, благодаря работе Ивана Билибина. Неизбежное сравнение билибинской трактовки „Сада Черномора" с головинской или еще более ранней — С. В. Малютина, дает почувствовать, как сильно опыт иллюстратора книги сказывался в театральных эскизах Головина. Он проявлялся в графичности и добросовестном следования тексту поэмы А.С.Пушкина.

В 1913–1914 годах И. Я. Билибин исполнил оформление оперы М. И. Глинки „Руслан и Людмила“ для постановки в петербургском Народном доме. Критик петербургского „Обозрения театров“ писал о декорациях художника к этой постановке:„…очарователен замок Черномора, в изображении которого широко развернулась богатая творческая фантазия художника. Сочетание красок, ослепительная в самой мягкости своей их гамма порождают впечатление редкой гармонии и переносят восхищенного зрителя в настоящее волшебное царство“. Сказка в России. СПб, 2000. С. 378.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: